Арабский мир становится лидером спутникового глушения

417  0
www

Как сообщает cnews.ru, прошедшие месяцы сопровождались наступлением на цифровое вещание с сателлитов, по масштабам невиданным с момента его начала около 15 лет назад. Речь идет о глушении непосредственного телевизионного и радиосигнала со спутников.

То, что размах спутникового глушения достиг беспрецедентных масштабов именно сейчас, не вызывает удивления. Пришла в движение прежде аполитичная, но всегда самая благодарная и, пожалуй, массовая аудитория спутникового телевидения в мире. И теперь, видя ее силу, авторитарные правительства пытаются оградить эту самую аудиторию от нежелательного вещания. О какой аудитории идет речь? Где больше всего в мире любят спутниковое телевидение? Где оно давно заменило наземное вещание? Конечно же, в арабском мире.

Сводки последних месяцев

Напряженность на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также странах Африканского Рога сопровождается исходящими от правительств этих стран запретами на вещание спутниковых телеканалов в этих регионах. В феврале 2012 г. иранский англоязычный телеканал Press TV испытал глушение своего сигнала для Европы и Ближнего Востока из неустановленного источника (видимо, с территории одной из соседних арабских стран, хотя Иран иногда обвиняет и Израиль).

В январе 2012 г. катарский новостной канал Al Jazeera жаловался на глушение своих передач, которые транслировались через арабского вещателя Arabsat, Ираном (видимо, имеются виду спутники Badr 4/5/6 на 26.0 гр. E).

Также в январе 2012 г. генеральный директор Eri TV (телевидения африканской страны Эритрея) господин Асмелаш (Asmelash) обвинил соседнюю Эфиопию в глушении спутникового канала эритрейского телевидения. Он сказал, что источник глушения был запеленгован арабским провайдером Arabsat, чьи спутники, транслирующие Eri TV, страдали от помех. И этот источник помех находится в Эфиопии, заявил руководитель Eri TV. Господин Асмелаш попутно заметил в интервью эритрейскому информационному агентству, что режимы, которые проводят такой эфирный бандитизм, это те, кто не имеет мужества и способности смотреть правде в глаза.

Эфиопия и Эритрея находятся ныне в состоянии холодной войны, но при этом часть их населения говорит на общем языке тигринья. Соответственно, язык вещания Eri TV понимает аудитория в обеих странах. При этом власти Эфиопии обвиняют Эритрею в поддержке эфиопских повстанцев.

Саудовская Аравия периодически глушит исходящий со спутника Badr сигнал иранского арабоязычного телеканала новостей Al-Alam, не без оснований полагая, что шиитское руководство Ирана настраивает общины шиитов в союзном Эр-Рияду Бахрейне, да и в самой Саудовской Аравии, против местных монархий, представляющих суннитов.

Сирия в декабре 2011 г. организовала глушение сигнала программ Al Jazeera, транслирующегося через спутниковые группировки Nilesat и Arabsat. Об этом заявили источники телеканала. Катар, владеющий каналом, ныне возглавляет группу арабских стран, добивающихся отставки сирийского президента Асада, и широко показывает кадры волнений в Сирии.

В Ливии ныне уже свергнутое правительство Каддафи с территории военного городка на окраине Триполи многие недели в разгар ливийского противоборства вело глушение целого ряда спутниковых телеканалов на арабском языке, представляющих различные страны. Поступали сообщения о ливийских помехах катарской Al Jazeera, а также от близких саудовцам телекомпаний MBC TV и Al Arabiya и даже российского телеканала на арабском языке Rusiya Al-Yaum. Примечательно, что, насколько известно, ливийское глушение – это был первый в истории случай попытки заглушения российского спутникового телеканала.

Также в прошлом году на глушение сигнала со cпутника Nilesat, предположительно, ливийское или иранское, поступали жалобы от американского телеканала на арабском языке Alhurra и канала радиовещания США на персидском и арабском языках. Аналогичные проблемы испытывала арабская версия немецкого телеканала Deutsche Welle, предположительно, от Ливии на спутнике Nilesat, а ранее, в прошлом месяце, от Ирана на спутнике Hotbird.

Несколько международных вещателей, включая BBC, Deutsche Welle, "Голос Америки", чьи телерадиослужбы давно страдают от спутникового глушения выпустили несколько совместных заявлений с призывом принять санкции против стран, занимающихся глушением. Теперь этим вопросом занялся Международный союз электросвязи - один из ведущих органов, согласовывающий вопросы международного вещания.

Иногда спрашивают, почему Китай не является одним из лидеров спутникового глушения, хотя занимает лидирующие позиции в коротковолновом глушении радиопередач и блокаде интернета. Дело в том, что в КНР, как и на Кубе, официально спутниковые тарелки разрешены только для иностранцев. При этом в КНР осуществляется контроль за тем, чтобы люди настраивались на китайские спутники, а последние, хотя и содержат гонконгские каналы, не несут особо "вредных" для Китая вещателей – вроде "Голоса Тибета" и. т.д.

Технологии спутникового глушения

Спутниковое глушение 2011-2012 гг. на Ближнем Востоке – это продолжение подобных попыток, начавшихся в 2009 г. Этот год считается временем начала профессионального и регулярного глушения спутниковых программ. Хотя еще в период аналогового спутникового телевидения в начале 1990-х г. Турция пыталась заглушить сигнал курдских телеканалов, а с наступлением цифровой эры в спутниковом телевидении поступали сообщения о глушении канала ливанского шиитского движения предположительно со стороны Израиля, а также о кубинском глушении эмигрантского телеканала из Лос-Анджелеса по просьбе Ирана, все это были отдельные краткосрочные экстраординарные акции. Кстати Гавана так и не признала, что оказывала содействие Ирану в глушении фарсиязычных программ из США.

Тем не менее, именно Исламская Республика Иран превратила спутниковое глушение в обыденное дело, когда в разгар народных волнений в своей стране в июне 2009 г. на постоянной основе стала заглушать запущенные незадолго до того с европейского спутника Hotbird спутниковый телеканал "Би-би-си" на персидском языке и персоязычное телевидение "Голоса Америки".

В деле глушения спутниковых программ со стороны Запада Иран, необходимо признать, достиг определенных успехов. В этом Тегерану помогла сама технология глушения спутникового сигнала, при которой глушится не конкретный канал, а целый транспондер или частота, на который работает заглушаемый телеканал. При этом на одной частоте или транспондере могут работать десятки различных теле- и радиоканалов различных стран.

Для зрителя спутниковое глушение выглядит как распад картинки канала на отдельные квадраты с замиранием звука, а временами и полным исчезновением изображения.

После начала Ираном глушения на Hotbird и персидский телеканал "Би-би-си", и телевидение на персидском языке "Голоса Америки" вынуждены были покинуть этот один из самых популярных спутников, дабы не мешать другим теле- и радиокомпаниям.

Теперь Лондон и Вашингтон работает на персидском языке с нескольких спутников, ранее предназначенных для технической ретрансляции, вроде спутника Telstar, где присутствуют, в основном, персидские программы, и сигнал с которого, нацеленный на Иран, силен и трудно заглушаем.

Иранские власти, в свою очередь, были предупреждены, что если они и дальше будут продолжать спутниковое глушение, то телеканалы иранского телевидения и радио будут отключены от европейских спутников. При этом необходимо отметить, что Иран не имеет собственных спутников непосредственного вещания, используя западные для трансляции своих программ как внутри страны, так и для иновещания на 27 языках. В настоящее время Иран пытается заглушать западные спутниковые телепрограммы лишь спорадически в периоды обострения внутриполитической ситуации в стране.

Арабский мир и спутниковое вещание

Почему же именно Ближний и Средний Восток стал пионером как в развитии непосредственного спутникового вещания, так и в деле глушения? Этому, как ни странно, способствовала отсталость региона – политическая и технологическая. Национальное вещание в исламских странах до недавнего времени почти везде было подцензурно, при этом во многих из этих стран количество каналов в наземных национальных сетях, да и само развитие сетей, оставляет желать лучшего, что подталкивает местную аудиторию к приему спутникового вещания.

Также мощным фактором для развития спутникового вещания арабского мира стало наличие единого языка. Свою лепту внесли и иностранные вещатели на арабском. В настоящее время государственными спутниковыми телеканалами на этом языке располагают следующие страны: США, Великобритания, Франция, Россия, Германия, Китай, Корея, Турция. При этом несколько десятков неарабских стран имеет государственное спутниковое радиовещание на арабском языке для этого региона.

Наиболее популярными в арабском мире являются три спутниковых группировки – египетская Nilesat (при этом Египет никогда не был замечен в спутниковым глушении программ, ограничиваясь кратковременным отключением от Nilesat в дни недавних беспорядков катарской Al Jazeera – лидера новостей всего мира), европейско-французская группировка Hotbird, а также спутники Badr, в чьем управлении большое влияние имеет Саудовская Аравия.

Комментарии
Комментарии от анонимных пользователей появляются на сайте только после проверки модератором. Если вы хотите, чтобы ваш комментарий был опубликован сразу, то авторизуйтесь
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе "встретиться, чтобы поговорить"
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать комментарии в транслите
  • выделять комментарии заглавным шрифтом
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова "ВБ", "Вечерний Бишкек", "Вечерка" и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-редакции
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД