Алмазбек Атамбаев усиливает свои позиции

1611  25

Страх перед социальным бунтом и продажа "Газпрома"

Влияние президента Алмазбека Атамбаева при парламентской форме правления на политические процессы в Кыргызстане с каждым годом увеличивается. Примером тому может послужить и то, что он, будучи главой государства, полностью регулирует внешнеполитическую политику страны, благо отечественное законодательство это позволяет; решает многие хозяйственные вопросы, даже те, которые относятся большей частью не к его, а премьерской компетенции.

Взять хотя бы то, что сразу после массовых отключений электричества и отсутствия "голубого топлива" в северной части Кыргызстана, Атамбаев в считанные минуты принял решение о продаже ОАО "Кыргызгаз" россиянам. А ведь этот вопрос даже при авторитарном режиме Курманбека Бакиева, привыкшего все прибирать к рукам, никак не мог решиться в пользу "Газпрома", как бы руководство газового монополиста на этом не настаивало.

Однако сколько действующего президента сейчас не критикуй, его роль как государственника с каждым днем растет. При этом Атамбаев, помнящий печальный опыт первых двух предшественников, при любом удобном случае повторяет, что он не тяготеет к авторитаризму, страна у нас скорее не парламентская, а президенстко-парламентская.

Атамбаев прекрасно понимает, что когда-нибудь его оппоненты припомнят все. Даже то, что он взвалил на себя ответственности гораздо больше, чем нужно, и в полной мере использует все указанные ему Конституцией полномочия. А если таковых ему не хватает, то партия власти через коалицию большинства всегда найдет способ протащить те законопроекты, которые как раз и усиливают роль президента.

Под занавес уходящего 2012 года президент созвал всех представителей масс-медиа на брифинг. Разгоряченные и немного удивленные организованным приемом журналисты буквально засыпали главу государства вопросами. Были среди них и очень нелицеприятные, провокационные. Однако Атамбаев не подался искушению, не вышел из себя, терпеливо отвечал на вопросы по несколько раз.

За неполные три часа он объяснил, почему взял на себя ответственность по решению многих вопросов, в том числе и хозяйственных. Все выглядело грамотно и убедительно. Решением газовой проблемы он занялся, потому что население северной части Кыргызстана начало замерзать. Именно по этой простой причине Атамбаев и решил продать ОАО "Кыргызгаз" россиянам.

На самом деле власть имущие побоялись социального бунта, который бы повлек за собой дестабилизацию общественно-политической обстановки во всей стране. А это на данный момент никому не нужно. Одно дело, когда бунтует юг республики из-за шкурных интересов отдельных кланов или влиятельных политиков. Или когда иссыккульцы недовольны деятельностью на месторождении Кумтор и перекрывают трассы. Другое - когда народные массы выходят на улицы по идейным соображениям, то есть совершенно бесплатно, потому что отсутствие газа и электричества коснулось всю столицу и пригород.

Коалиция укрепляет центральную власть

Расширению полномочий действующего президента в какой-то мере весь прошлый год способствовали и сами парламентарии, причем как члены коалиции большинства, так и представители парламентской оппозиции. Если партии власти СДПК нужно укрепить президентскую власть, то арнамысовцы и атамекеновцы поддерживают решения вынуждено, дабы не иметь потом конфликтов с эсдеками.

Кому-то покажется странным, но главному атамекеновцу Омурбеку Текебаеву выгодно сейчас укрепить позиции главы государства. Делает это Текебаев не из любви к своему старому другу по оппозиции Атамбаеву, а просто, чтобы понять, насколько тот может далеко зайти.

Усиление роли президента сегодня очевидно для всех и воспринимается как разумное действие, благо это позволяет решить многие насущные проблемы государства. Пока. Ведь кому-то надо нести ответственность за происходящее. А у нас никто такой тяжелый крест, помимо президента, в парламентской республике нести не желает.

Не вырасти себе монстра

Единственное, что радует и огорчает одновременно: он понимает, что так длиться вечно не может. Поэтому Алмазбек Атамбаев уже сейчас, на втором году своего президентства заявил о том, что в будущем полномочия будущего президента будут значительно урезаны. Он ведь отлично понимает, что другой человек на этом посту может потом все подмять под себя.

То, что полномочия президента в будущем планируется пересмотреть и к этому процессу привлекут общественность, в общем-то неплохо. Кажется, Атамбаев не настолько эгоистичен, чтобы думать только о себе и том, что у него должны быть широкие возможности и большие полномочия. Обжегшись на опыте двух беглых президентов, он не намерен взращивать после себе еще одного монстра.

Сегодняшние реалии таковы: нам действительно нужен лидер, который будет отвечать за все перед историей. А когда все устаканится, то полномочия главы государства можно спокойно урезать. Их, в принципе, можно было сократить и самому Атамбаеву. Только кто же будет крайним и ответственным за происходящее в стране? Тот же Текебаев это отлично понимает и делает все, чтобы усилить президента.

Многие ругают на чем свет стоит торага парламента Асылбека Жээнбекова за то, что он позволил снизить статус парламента в стране. Лидер фракции "Республика" Алтынбек Сулайманов даже предлагал отправить того в отставку из-за того, что именно при его спикерстве в палате началась якобы "охота на ведьм". Мол, именно при спикерстве Жээнбекова на нарах оказались атажуртовцы Садыр Жапаров, Камчыбек Ташиев и Талант Мамытов. И именно во время председательствования эсдека Жээнбекова Генпрокуратура начала возбуждать уголовные дела в отношении некоторых парламентариев.

Однако затея Сулайманова оказалась провальной. Никто не поддержал идею отправить в отставку спикера Асылбека Жээнбекова. Потому что соответствующей команды от президента Алмазбека Атамбаева не поступало. Да зачем ему нужно менять шило на мыло? Более верного соратника, чем Жээнбеков, он все равно не найдет. Потому и рисковать смысла нет.

В этой связи стоит вспомнить отставку Ахматбека Келдибекова с поста спикера. Кстати, многие наивно полагают, что скинуть его с кресла торага хотел только лидер фракции "Ата Мекен" Омурбек Текебаев. Он действительно этого хотел, дабы ослабить атажуртовцев и развалить первую коалицию большинства, расчистить себе дорогу и прочно обосноваться в новом альянсе. Скорее всего, ослабления атажуртовцев хотел и президент Атамбаев. Потому что при таком сильном спикере как Келдибеков, у него больше времени ушло бы на деление властного пирога, ведь Келдибеков тоже хотел править балом.

При таком раскладе у политиков больше времени ушло бы на выяснение отношений, нежели на решение насущных проблем. Политический итог 2012 года таков: большие полномочия Алмазбека Атамбаева и его серьезное влияние на политические процессы связано с тем, что спрашивать народ будет с него лично. А поскольку, по его словам, покидать родину он не собирается, то ему придется взвешенно и обдуманно принимать решения.

Комментарии
Марс
04.01.2013, 17:21

Если бы у нас была бы просто парламентская в чистом виде - должности президента вообще бы не было. Упразднили бы. А поскольку президент есть, он принимает и какие-то решения, это нормально.

0
Цитировать
Жалоба модератору
Алеша Шакалович Арашанский
04.01.2013, 17:57

Да, ладно там, все врет этот алкаш Ал-МАС Шаршен Атамбаев, прикидывается невинной овечкой. Отвечать полюбому все равно придется, как бы он там не говорил, ему теперь никто не даст убежать из страны как предыдущим президентам. Народ научен горьким опытом. Всему свое время, а весна все приближается, а народ все больше и больше недоваолен проводимой политикой этого шизика. Так,что сидеть ему придется не в кресле, а на параше в тюрьме.

0
Цитировать
Жалоба модератору
Макс
04.01.2013, 18:54

Надо будет убежит, так же как Бакиев. С его стороны прецедент того, что дали уйти Бакиеву и выпустили всю его семью говорит о том, что можно смело делать что надо и в какой-то момент...придет и его время уйти, но только как...?

0
Цитировать
Жалоба модератору
Бек
04.01.2013, 20:30

Он беспокоится что, скоро у него ни одного родственника не останется, тем временом в данное время и сторонников то отсутствуют, а народ очень недоволен!!!

0
Цитировать
Жалоба модератору
123
04.01.2013, 21:33

парламент рулит, а президент стабилен

это хорошо

0
Цитировать
Жалоба модератору
05.01.2013, 08:33

Муса ( алейхи салам) спросил у Аллаха: О Аллах, ты на небе, мы на земле, по каким критериям на различать, доволен ли ты народом? Аллах ответил: Если я буду доволен вами, я сделаю над вами правителем самого лучшего из вас, если буду не доволен, я сделаю над вами правителем, самого худшего из вас.

0
Цитировать
Жалоба модератору
Руслан
05.01.2013, 08:51

Вам мало 2 революций? Вы хоть понимаете, что 3 революцию страна не выдержит больше! Мы будем сыпаться от гражданской войны, в таком случае! Думайте о будушем! И следите за языком, эмоциями! Нравится он мне или нет, не в этом вопрос... Хочется просто жить спокойно, а не как в Ливии, Египте, Палестине... Хочу, чтоб моя дочь спокойно могла ходить в садик, в школу итд итп... Не будь шизиками сами!!! Народ!!!

0
Цитировать
Жалоба модератору
Валерий
05.01.2013, 11:32

Логика развития периода независимости в Киргизии и должна была привести вновь к усилению роли президента. Для того, чтобы республика действительно стала парламентской, необходимо, чтобы парламентарии наконец занялись содержательной деятельностью, а не бодались друг с другом как дети. И неважно кто является главной фигурой страны, президент или премьер в парламентской республике. При слабом парламенте страна всегда будет скатываться к авторитарному режиму. Состояние страны в этом случае будет всецело зависеть от того какой у нас президент : хороший или плохой, демократичный, умный или самодур. Сильный парламент и сильный президент или премьер- это благо для страны. Слабый парламент и сильный президент и наоборот всегда приводят к нарушению стабильности в стране. А это, понимаете ли, плохо. И,наконец. Народ может понять и простить некоторые ошибки (но не предательство), допущенные в руководстве страны, но нравственные принципы, заложенные в людях восстают, когда они видят, что власть и его окружение ворует.

Пожелаем же президенту Атамбаеву на время пока парламент повзрослеет, выстоять против искушения начать воровать. Шансы у него, а значит и у нас, есть. Благо и опыта у нас предостаточно.

0
Цитировать
Жалоба модератору
Лена
05.01.2013, 11:42

на фоне не работающих парламентариев, только и делающих, что пиаром занимающ и себе очков набивающ, президент становится более надежной фигурой. В стране же должен хоть кто-то отвечать за то, что происходит

0
Цитировать
Жалоба модератору
ТУРАТ
05.01.2013, 13:50

Президент единственный, кто сейчас работает не в холостую. Надо признать, что его укрепление отношений с РФ и проекты по ГЭСам заложили фундамент для будущего процветания КР

0
Цитировать
Жалоба модератору
горожанин
05.01.2013, 15:34

а вечерка себе очки набирает......

0
Цитировать
Жалоба модератору
щрдзщз
05.01.2013, 16:18

И убирает комментарии против Алкашмаша!!!

0
Цитировать
Жалоба модератору
55
05.01.2013, 18:32

у нас любит парламент - он влиятельный, а президент зато будет стабилен, но не больше 2 сроков, как положено по КОНСТИТУЦИИ

0
Цитировать
Жалоба модератору
007
05.01.2013, 19:48

Автор явно с русским языком не дружит. Например, не "коснулось всю столицу и пригород", а "всей столицы и пригорода". Стыдно, ребята!

0
Цитировать
Жалоба модератору
Love mY Kyrgyz nation...
06.01.2013, 00:51

В различных сетях не новость что говорят о средней азии..Среднюю Азию называют кладбищем Держав...или же скоплением огромных ресурсов...и все державы целенаправленно делают так чтобы президент одной из С.А.республики перед народам опозорился и облился грязью..и выгодно чтобы президент потерял вес а народ доверие..поставив Шах они стремятся мату ..а если не будет главы то остальное (народ) и остальные /-/.и так страна исчезает..конечно в это не возможно поверить но так и исчезали государства как когда то кровью и потом усилием построенный Каганат Кыргызский ..и на это все другие страны смотрели просто смотрели как смотрели интересный фильм ..и никак дружба народа никакая организация не вступится как ты не вступишься в драку двух трех лиц на улице попросту зная что от этой драки ты получишь тоже...народ забывает язык отказывается от него..проблем куча ..если буду перечислять дальше то ты подхватишь сомнение к власти..не понимая что нет..и не будет пока ты сам не станешь и не будешь соперничать с другими странами...Ненадо так травится словами других..ненадо никому верить..все купленные..даже те которые находятся рядом .их купили для того чтобы снести стены правительство и уничтожить страну.....вы не верите но бомба замедленного действия ee уже запустили...и не факт что эту бомбу найдут и избавятся .но и Кыргыз сам не подарок

0
Цитировать
Жалоба модератору
777
06.01.2013, 09:14

"cреднюю Азию называют кладбищем Держав.."

В основном это унылые националисты пишут, а наши нац-ты в ответ разверзают уста для более низкосортого гумуса. У КР есть будущее, надо только работать больше, а не митинговать.

0
Цитировать
Жалоба модератору
Алексей
06.01.2013, 22:44

Руслан

Вам мало 2 революций? Вы хоть понимаете, что 3 революцию страна не выдержит больше! Мы будем сыпаться от гражданской войны, в таком случае! Думайте о будушем! И следите за языком, эмоциями! Нравится он мне или нет, не в этом вопрос... Хочется просто жить спокойно, а не как в Ливии, Египте, Палестине... Хочу, чтоб моя дочь спокойно могла ходить в садик, в школу итд итп... Не будь шизиками сами!!! Народ!!!

полностью согласен с вами,3 революцию мы не выдержим,по мне хоть царь-горох,лиж бы было спокойно и стабильно

0
Цитировать
Жалоба модератору
Кузя
07.01.2013, 11:09

Третью революцию желают только маргиналы и воры. Которым в кайф пограбить.

0
Цитировать
Жалоба модератору
НАСТЯ
07.01.2013, 16:32

Господи как можно было продать газ ради страны....он просто грамотно как и все резиденты предыдущие срубил денежки и вскоре сделает ноги со страны.......И так в стране ничего нет ни золота ни озера....еще и газпрома лишились......просто нет слов....куда мы катимся ужас

0
Цитировать
Жалоба модератору
07.01.2013, 17:05

НАСТЯ

Господи как можно было продать газ ради страны....он просто грамотно как и все резиденты предыдущие срубил денежки и вскоре сделает ноги со страны.......И так в стране ничего нет ни золота ни озера....еще и газпрома лишились......просто нет слов....куда мы катимся ужас

это была вынужденная мера,никто этому не рад,поверьте!но,по другому никак!Иначе бы замерзли,или по бешенным ценам газ у братского КЗ покупали,в сложившейся ситтуации это меньшее из зол

0
Цитировать
Жалоба модератору
критик
07.01.2013, 17:11

Алмазбек Атамбаев усиливает свои позиции

Иногда желаемое выдаётся за действительное

0
Цитировать
Жалоба модератору
мэтр
07.01.2013, 18:21

"Келдибеков хотел править балом"... Автор , что за слог такой?? рассуждения на уровни домохозяйки

0
Цитировать
Жалоба модератору
18.10.2014, 10:39
Карма: +6
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 40
Минусов: 34
Комментариев: 260

Темка прошлого года.))))) Ых, прямо выставка народного нехозяйства и "высокой культуры" от оппы в комментариях. Ничего не изменилось. Разве, что русофобии больше развели перед вступлением в ТС.

0
Цитировать
Жалоба модератору
Карма: +14
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 38
Минусов: 24
Комментариев: 152

Читаю я комменты и понимаю, что кто-то уже забыл бакиевские времена...

0
Цитировать
Жалоба модератору
18.10.2014, 11:18
Карма: +4
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 18
Минусов: 14
Комментариев: 92

действительно, читаешь комментарии и офигеваешь, извините конечно за мой французский. Люди, сколько в вас г..на и желчи, у нас что дороги не строятся? или дома для бюджетников не строятся? для человека, который хочет и может работать всегда работа найдется и хлеб с маслом на столе будет, а для тех кто ничего не делает, а только критикует с утра до ночи - ничего не будет. будут революции, митинги, и лжепатриотизм, который как показывает практика, ни к чему хорошему не приводит.

0
Цитировать
Жалоба модератору
Комментарии от анонимных пользователей появляются на сайте только после проверки модератором. Если вы хотите, чтобы ваш комментарий был опубликован сразу, то авторизуйтесь
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе "встретиться, чтобы поговорить"
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать комментарии в транслите
  • выделять комментарии заглавным шрифтом
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова "ВБ", "Вечерний Бишкек", "Вечерка" и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-редакции
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД