Энергокомпании-монополисты продолжают терроризировать коммерсантов

1171  15
Зинаида Сорокина

Частники спасают, а их гнобят

Частные фирмы называют себя равноправными участниками внутреннего рынка электроэнергетики. А чиновники категорично отказывают им в партнерстве.

- В республике еще год назад приняли закон о государственно–частном партнерстве, однако толком он до сих пор не работает, - заявил председатель Ассоциации предпринимателей энергетического комплекса Сабыр Султанбеков, открывая круглый стол, который сам же и инициировал. - У нас никак не складываются нормальные отношения, скажем, с ОАО "Северэлектро". Надоело выслушивать надуманные упреки и ходить по судам. Мы настроены серьезно поговорить о всех претензиях, которые нам предъявляют, и определить взаимоприемлемые варианты сотрудничества.

На страницах "ВБ" не раз рассказывалось о деятельности частных фирм. Например, об ОсОО "Мээнет электросервис", которое обслуживает западную окраину Бишкека. Коммерсанты добились заметных успехов, снизив технические потери, а от коммерческих вообще избавились. Факт доказан документально, подтвержден многочисленными проверками. Однако же коммерсантов продолжают терроризировать. И впереди у них Верховный суд.

В подобной ситуации и другие фирмы. Им мешают развернуться, замучили всевозможными ревизиями. Их публично и голословно поливают грязью, и они вынуждены защищать свою честь в судах. Если такое отношение со стороны государства и называется деловым партнерством, то грош ему цена. Вот руководители фирм и постарались на круглом столе высказать свои обиды, поделиться планами. Да вот беда, слушать их оказалось некому!

Ответственность за реализацию закона о государственно–частном партнерстве возложена на Министерство экономики. Однако же от этого ведомства на встречу никто не пожаловал. Как не было и представителей аппарата правительства. Чем–то другим был в этот час занят и министр энергетики и промышленности Автандил Калмамбетов. Вместо него прибыл заместитель Раимбек Мамыров. Но и с ним был связан пренеприятный эпизод. Дело в том, что чиновник почти сразу же покинул зал и возвратился только через час. За это время собравшиеся высказали немало дельных предложений, но министерские служащие их так и не услышали.

Общее впечатление от встречи такое: рядовые энергетики просто обменялись мнениями. Но так для себя и не прояснили, дадут им зеленый свет на энергообеспечение абонентов или и впредь придется пробивать собственным лбом стену непонимания.

- Поймите, мы такие же участники на энергорынке, как и большие энергокомпании, - горячился экспрессивный Бийназар Бердикеев, директор ОсОО "Энергоспецмонтажстройиндустрия". - У всех должны быть равные условия и возможность работать. А нам постоянно ставят палки в колеса. Заинтересованного и честного партнерства со стороны государства нет. Есть контрпартнеры. И пока они будут править бал, о здоровой конкуренции остается только мечтать.

Руководитель другой фирмы - ОсОО "Электросила" - Али Водянов в любой ситуации спокоен и уравновешен, но и он не выдержал, когда увидел покидающего зал замминистра Мамырова. Очень уж хотелось получить от него ответ на вопрос, с чем связано ужесточение в отношении частных фирм. Будто бы в профессиональном ведомстве собираются пересматривать лицензии, которые выдаются на частную практику. Но пообщаться с чиновником не удалось.

Правда, господин Мамыров, вернувшись в аудиторию, внес уточнение. Якобы старые лицензии не отвечают современным требованиям. В них по сути ничего, кроме сроков, не значится, а нужно более детально предусмотреть обязательства обеих сторон. И это, дескать, будет принципиально новый документ - лицензионное соглашение.

"Нас публично оболгали"

Сильнее всех протестуют против малых распредкомпаний в совете директоров ОАО "Северэлектро". О своей неприязни, зачастую ничем не обоснованной и не мотивированной, представители акционерного общества говорят постоянно.

- На днях произошел крайне возмутительный инцидент. Нашу энергокомпанию, попросту говоря, публично оболгали, - возмущается директор ОсОО "Электросила" Али Водянов. - Клевета из уст крупного чиновника, который, похоже, не отвечает за свои слова, недопустима. Сапарбек Аргымбаев от имени совета директоров в телеэфире на всю республику вещал, будто электроэнергию нам отпускают по льготной цене, из–за этого у нас якобы большой навар. Он даже не потрудился прежде получить достоверную информацию в департаменте топливно–энергетического комплекса при Минэнерго. Без зазрения совести называл одну цену, потом другую, третью, поправляя себя на ходу. Это по меньшей мере непростительно.

Аргымбаев оболгал коллектив ОсОО. В нем трудятся уже много лет полторы сотни высококвалифицированных специалистов, которые проводят огромную работу. Это они, а не "Северэлектро" проложили сети и обеспечивают электроэнергией жителей новостройки "Ак–Жар", которые до этого многие годы существовали буквально в темноте.

- И вместо благодарности за содействие и помощь получаем неприятности. Выходит, мы совершенно по–разному понимаем суть государственно–частного партнерства. Задеты честь и достоинство профессионального коллектива, лично мои как бессменного на протяжении всех лет руководителя. Нам ничего не остается, как обратиться за защитой в судебные органы, - подчеркнул Водянов.

Кому выгодно повышение тарифов

Удивительно, но тарифная политика больше всего волнует госчиновников, а не частников. Хотя, казалось бы, логичнее наоборот.

Руководители частных фирм, которых упрекают, будто для них главное сорвать куш и нажить капитал, выступают против предстоящего повышения цены на электроэнергию. Ведь они не допускают хищений и воровства, добиваясь стопроцентной оплаты выставленных счетов, а технические потери свели к минимуму. В иных частных фирмах, которые уже сравнительно давно закрепились на энергорынке, потери не превышают пяти процентов. Сравните: в целом по энергосистеме потери составляют 21,2 процента. Другими словами, каждый пятый киловатт, который вырабатывается в республике, не доходит до потребителей!

- Сначала научитесь собирать деньги за предоставленную электроэнергию, - советуют частники администрациям акционерных обществ и министерским чинушам. - И определитесь наконец с отпускными ценами. Они же у вас пляшут.

Заодно с ними и представители общественности. Они требуют открытости и прозрачности на каждом уровне - от министерства до РЭС.

- Где обоснованные расчеты предполагаемого повышения тарифов? - вопрошает Рита Карасартова, представитель антикоррупционного делового совета. - С абонентов, которые потребляют 300 и более киловатт, планируют взимать по одному сому. Да некоторые бизнес–структуры, я знаю, готовы выложить и по два сома, лишь бы электроэнергия была в достатке, лишь бы ее не отключали и перестали мучить проверками.

Одно только упоминание о грядущем росте цен на электроэнергию выводит людей из себя. Вот частникам и обидно. Они–то стараются поднять качество обслуживания абонентов, не имеют дебиторской задолженности. Тогда как в министерстве и распредкомпаниях только о том и думают, как бы переложить свои проблемы на карман потребителей.

- Пока согласия на повышение тарифов не получено. В первом полугодии все останется как есть, - попытался успокоить замминистра Раимбек Мамыров.

Комментарии
123
28.02.2013, 12:06

да, вечерка молодцы как всегда!

хоть кто-то услышал частные мелкие энергокомпании

там столько проблем

а ведь именно развитие бизнеса и рыночных нормальных отношений с частными фирмами в сфере энергетики - ключ к успеху всей энергоотрасли

мнее вообще непонятно, почему государство наше гнобит своих же мелких предпринимателей и бизнес в энергоотрасли

если бизнес нормальный так и не разовьется в энергетике, то у нас всегда и дальше будут огромные энергопотери, веерные отключения электричества и прочая ерунда

мне вообще жаль этих бизнесменов - частный бизнес означает - человек вложил свои деньги, каждый месяц платит налоги, бегает с отчетами, обеспечивает слаженную подачу электроэнергии

а в ответ что?

государство выдало лицензию им на работу при одном министре - а теперь у около 20 компаний их отбирает и свои же государственные действия на выдачу лицензий объявляет вне закона

т у п и з м

нам наоборот срочно нужно помогать развиваться частным бизнес компаниям в сфере энергетики

давно уже доказано - только частный бизнес эффективнее к и лучше всех может находить нужные и грамотные решения!

исключение - естественные монополии, но с некоторых пор наша энергоотрасль уже не имеет характеристик естественных монополий, а значит можно и даже нужно побыстрей пускать туда частный бизнес и перестать им мешаться

0
Цитировать
Жалоба модератору
55
28.02.2013, 12:08

наверное, нет этого понимания у главных энергетиков страны и регулирующих органов

потому и мешаются

оставьте частный бизнес в покое - без них энергоминистру не выжить и не решить всех проблем, что накопились в энергоотрасли Кыргызстана за 20 лет

0
Цитировать
Жалоба модератору
77
28.02.2013, 12:11

а я за повышение энерготарифа - электроэнергия у нас по многим поведенным исследованиям - отапливает воздух зимой

у граждан всюду щели, открытые двери, открытые форточки

так миллионы сомов летят на ветер

не из воровства, не из-за потерь, а просто - людям выгодно при низких энерготарифах даже не задумываться об энергосбережении!

а если энерготарифы поднять, то станут более экономней

доказано - если челдовек будет экономить, то он )она) будут платить примерно столько же за электричество

просто будет меньше неутепленных окон, открытых зимой дверей, открытых форточек в окнах и тп.

0
Цитировать
Жалоба модератору
54
28.02.2013, 12:15

согласно мнениям очень знающим и заслуживающим доверия экспертов, каждый средний кыргызстанец, кто работает на предприятии с электричеством или светом, получает в среднем зарплату меньше из-за заниженных тарифов на электроэнергию

это из-за того, что низкие энерготарифы являются причинов изношенности оборудования и веерных отключений электричества

т.е. знающие люди подсчитали и открыто говорят: каждый из нас имел бы в средем более высокую зарплату при более высоких тарифах на электричество!

вот так то

почему?

потому что убытки предприятий и всей экономики Кыргызстана от низких энерготарифов, приводящих к веерным отключениям из-за изношенности оборудования, огромны, огромны

выходит, мы все имеем более низкие зарплаты из-за того, что у нас заниженные цены на электричество

0
Цитировать
Жалоба модератору
123
28.02.2013, 12:17

да, хорошая статья! первый раз услышали бедных мелких частных энергетиков, а ведь их развитие - это ключ к решению почти всех проблем энергоотрасли

плохое развитие бизнеса в энергосекторе раньше 2-3 года назад и приводило к тому, что в целом энергоотрасль была не очень эффективно и работала коряво

потому Кыргызстан занял 181 место из 183 стран по Доступу к электроэнергии в Индексе ведения бизнеса в 2011

0
Цитировать
Жалоба модератору
развитие бизнеса
28.02.2013, 12:20

в то же время развитие энергетики, дорог, безопасности, коммуникаций - это основное , что должно поддерживать государства для развития всего бизнеса и всей экономики Кыргызстана в целом

потому что главное развивать инфраструктуру, а в остальном во всех отраслях бизнес разовьется сам,

особенно надо развивать энергетику - и ее частный бизнес потому как именно в этой отрасли самое наихудшее состоянии сложилось 2-3 года назад

181 место из 183 стран в мире - в мире

а как всему другому бизнесу развиваться - как работать фабрикам и заводам, если энергетика дает в некоторых местах электричество по 3-4 часа в день

так что развитие всего бизнеса страны упирается в развитие энергетики и развитие частного бизнеса в энергетической отрасли Кыргызстана

0
Цитировать
Жалоба модератору
как быть услышанными частому бизнесу в энергетике
28.02.2013, 12:26

Ну это хорошо, что частные компании в энергетики объединились в Ассоциацию

Им еще надо работать с журналистами, рассылать почаще пресс-релизы во все СМИ, в том числе и кыргызскоязычные

Работать с другими Ассоциациями

Публиковать свои материалы и точки зрения в Интернете

Работать с видными экспертами и учеными, и особенно с Депутатами

Работать с другими влиятельными НПОшками - в том числе правозащитными - Дмитрий Кабак, Азиза Абдирасулова, НПО "Прецендент" Токтакунова, подавать свои жалобы в вопросе отбирания у них лицензий Омбудсмену Акуну

А то так и будут втихомолку проигрывать суды или бороться в одиночку, так как не у всех гос.чиновников есть понимание, что частный бизнес в энергетике - это очень, очень хорошо, его надо срочно развивать и ему помогать

Попросить помощи у разных межд. организаций

Ходить на встречи с чиновниками отдельными и даже мелкими - нужно уметь объяснять свою точку зрения и в частных беседах

0
Цитировать
Жалоба модератору
о перекупщиках
28.02.2013, 12:37

почему то наше государство так плохо относиться к мелким частным компаниям в Кыргызстане, потому что многие из-за непонимания считают их просто перекупщиками

- неграмотные люди говорят - они покупают электроэнергию по одной цене, более дешевой, а потребителям электроэнергия уже продается по другой цене - более дорогой.

Любителям считать чужие нулевые и грошовые деньги на это хочется сказать:

1) вся торговля любых товаров в любой стране основывается на перекупе - это не есть плохо - это основа торговли - без перекупщиков любая торговля обречена на провал а производители обанкротятся

в той же нами любимой Японии товар производится на заводе по одной цене - а до конечного потребителя доходит по цене в 2-3 раза выше. И это - нормально.

Это основа торговли.

И цена не увеличивается просто так за воздух или перекуп - так считают и только беспринципные лентяи и завистники, которые сами никогда не занимались бизнесом

Прежде чем товар доходит до конечно потребителя - он должен сортироваться, храниться, транспортироваться, упаковываться, маркироваться, рекламироваться.

Разумеется, никто никогда не будет делать все эти функции б е с п л а т н о. Все хорошее стоит денег!

То же самое электричество - частные компании покупают у государства электричество по оптовым ценам, можно так сказать. Но они на свои деньги тянут линии электропередач, по которым и благодаря которым мы все в итоге получаем электричество

разумеется, это стоит денег закупить линии электропередач, протянуть их, поддерживать рабочее и эффективное состояние, проводить мелкий ремонт, платить зарплаты своим сотрудникам, собирать плату за электроэнергию, покрывать расходы на бухгалтера, на других сотрудников, на сборы оплат, на судебные тяжбы и юристов, когда эти бедные частные энергокомпании долбят б е з о с н о в а т е л ь н о, платить налоги и в итоге у бизнесмена тоже должно хоть что-то остаться в прибыли - ему же надо семью кормить в конец концов!

так что прежде чем кого-то называть перекупщиками - надо представить себя на их месте - сколько все это стоит денег этого частного бизнесмена

и что ему тоже должно что-то оставаться в виде прибыли, потому как извините, без прибыли он закроется и уйдет с рынка

0
Цитировать
Жалоба модератору
о перекупщиках
28.02.2013, 12:43

у нас весь Кыргызстан основан на перекупе - вся торговля на Дордое и богатейшем рынке в Карасуу Ошской области - это перекуп китайских товаров в основном и продажа их кыргызскими продавцами русским, казахским, узбекским и таджикским оптовым покупателям

и при этом всегда наши кыргызы борятся с перекупщиками - т.е. с самими собой?

и гнобят русских, казахов, узбеков и таджиков, которые у них основные оптовые покупатели!

а зачем , спрашивается? чтобы они меньше покупали у кыргызов китайских товаров что ли?

не удивительно, что у нас в торговле та к ой огроменный кризис сейчас

а ведь торговля это наш двигатель всей экономики - торговля была в 2 раза больше чем вся другая экономика Кыргызстана

это все от безграмотности

0
Цитировать
Жалоба модератору
3535
28.02.2013, 12:43

о бедных энергетиках замолвите слово

0
Цитировать
Жалоба модератору
678
28.02.2013, 12:46

есть еще такое понятие - как усушка и утрушка - т.е. пока электроэнергию частные бизнес компании довозят потребителям - простым гражданам - там тоже кое-где теряется

и потом, вспомните, как тяжело собирать даже те гроши что есть, с некоторых наглых потребителей - Айбек Кулбаев - сын какого-то экс депутата п о б и л журналисток национального телевидения Кыргызстана только за то, что они хотели спросить у него, почему иногда существует задолженность по миллионами сомов - т.е. на миллионы сомов потребили электроэнергию и не платили всякие кыргызские баи

и еще хватило наглости родителям этого Кулбаева везде публиковать свои письма-обращения и запугивать бедных побитых женщин!

0
Цитировать
Жалоба модератору
87
28.02.2013, 12:48

проблема энергетики Кыргызстана - пока что нет рыночных отношений, потому как мало истинно простых частных бизнес компаний в энергосекторе

оттого все так коряво работает и веерные отключения - годами!

развитие частного бизнеса в любой отрасли - это очень хорошо

0
Цитировать
Жалоба модератору
123
28.02.2013, 12:50

любые судебные тяжбы удорожают электричество и потом лягут на плечи потребителей электроэнергии - поэтому то ,что государство то выдает, то отбирает лицензии на распределение электроэнергии частникам - в итоге отразиться на всех потребителях Кыргызстана

0
Цитировать
Жалоба модератору
wer
28.02.2013, 15:02

да, бедным мелким частным бизнес компаниям даже некому пожаловаться про свои проблемы

0
Цитировать
Жалоба модератору
Антикор в энерго
28.02.2013, 18:06

Бюрократия...большие распредкомпании привыкли быть монополистами и заниматся самодеятельностью,т.е. вытаскивать денюжки с госказны ...ведь 80% акций принадлежат государтву,а 1% это конкретные ЛЯМЫ!

0
Цитировать
Жалоба модератору
Комментарии от анонимных пользователей появляются на сайте только после проверки модератором. Если вы хотите, чтобы ваш комментарий был опубликован сразу, то авторизуйтесь
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе "встретиться, чтобы поговорить"
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать комментарии в транслите
  • выделять комментарии заглавным шрифтом
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова "ВБ", "Вечерний Бишкек", "Вечерка" и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-редакции
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД