Правительство лоббирует создание убыточной гостипографии

Размножение распоряжений

Правительство торопится провести инвестиционный конкурс для создания гостипографии по производству документов государственного значения. Видимо, чуют власти скорейшую отставку кабмина: за грехи и профнепригодность депутаты пытаются изгнать премьер-министра с насиженного места. Однако Омурбек Бабанов не сбавляет темп работы, скорее даже его ускорил. Видимо, чтобы довести до конца свои инициативы, необходимость которых можно поставить под сомнение. Одним росчерком пера премьер-министр приостановил тендер, к которому долго готовились и даже успели объявить, собрав заявки с шести претендентов.

Напомним предысторию вопроса. Правительство продлило контракт с британской компанией De La Rue по поставке бланков паспортов до марта 2013 года. Соответствующее распоряжение подписал премьер. Дополнительное соглашение потребовалось из-за затяжного проведения тендера.

Нового изготовителя в свою очередь до сих пор не выбрали из-за постоянных коррупционных скандалов вокруг изготовления паспортов, смены руководства Госрегистрационной службы. А также в связи с тем, что уже бывший глава ГРС Эмиль Алиев решил стать заправилой в осином гнезде, но ничего из его амбициозной затеи не вышло. В ГРС опять царит хаос, умноженный на полное неведение относительно того, чьи уши торчат за приостановкой тендера и созданием новой типографии.

"Последовательность" политики Бабанова можно проследить по сумбурно выходящим распоряжениям. Так, 4 апреля 2012 года была образована тендерная комиссия для проведения отбора изготовителя паспортов за подписью премьера. 17 июля на заседании правительства, скорее всего, с ведома главы правительства появился протокол о приостановке тендера в связи с изучением создания гостипографии. Однако в ГРС 6 августа проведено вскрытие заявок. В тендере, объявленном тем же правительством, участвовало шесть зарубежных компаний.

Впрочем, инвесторам давно пора привыкнуть к таким финтам местных чиновников, у которых семь пятниц на неделе. Хотя участники тендера по изготовлению паспортов могли бы вместо потери времени и нервов в Кыргызстане подать документы в какой-нибудь другой стране. Объявление о том, что правительство намерено создать гостипографию, из-за чего объявленный тендер становится нецелесообразным, стало для всех большим обломом.

Инвесторы понимают нерентабельность проекта и наивность того, что правительство хочет найти нормального поставщика оборудования для типографии. Участники приостановленного тендера вряд ли решатся участвовать в конкурсе на создание гостипографии, который, скорее всего, станет убыточным проектом.

Глядя на активность чиновников, появляются предположения, что премьера некто убедил в необходимости вешать ярмо на шею государства. Возможно, нерентабельную типографию могут создать в угоду корейской компании, которая в настоящее время занята центром персонификации населения.

Кабмин же вряд ли просчитывал экономическую сторону вопроса. Зато премьер надеется, что почти два десятка чиновников, у которых и без того столы ломятся от макулатуры, найдут время разработать ТЭО.

Рентабельность – вещь в правительстве неслыханная

Да, государственная типография, безусловно, - нужная вещь, так как обеспечивает национальную безопасность страны. Но Кыргызстан, к сожалению, просто не имеет необходимых условий для ее содержания. Для окупаемости же необходимо либо многократно повысить стоимость паспортов и прочих документов, либо увеличить население страны до 15-20 миллионов. Или же дотировать новое предприятие, чье обслуживание обойдется примерно в 20-30 миллионов сомов в год.

Кроме того, чтобы типография функционировала, она должна производить в стране все, что должно печататься по госзаказу. Но даже в этом случае она окупится лет через 20. Однако Кыргызстан должен исполнять действующие контракты, а в республике водительские удостоверения, акцизные марки и денежные банкноты печатают три разных производителя. При этом контракты заканчиваются лет через шесть.

Отсюда вопрос: чем будет заниматься типография, если с ее производственной мощностью она напечатает миллион паспортов за три недели, а необходимый для Кыргызстана объем документов на 10 лет – за полгода? В общем, мало в Кыргызстане живет людей, чтобы загрузить работой гостипографию.

А соседним странам наша продукция не нужна: в Казахстане банкнотная фабрика является дотационной, в остальных государствах документы печатают все своими силами. Если изучить мировой опыт, то вряд ли найдутся прибыльные гостипографии. Но вопрос в цене: на какую сумму ежегодно придется раскошеливаться из бюджета, формируемого, кстати, за счет средств налогоплательщиков?

Интересно также, каким образом государство будет привлекать инвестора. Правительство предоставляет только помещение, и пока о каких-то преференциях речь не идет. А инвестор должен отдать все нажитое непосильным трудом под управление государства, вложив деньги, поставив на них оборудование и запустив производство. Много ли найдется смельчаков, которые найдут около 30 миллионов долларов (примерно в такую сумму оцениваются вложения в типографию) и отдадут их под управление нашего правительства?

Пока непонятно, в какой форме будет создана гостипография: ОАО, ЗАО или государственного предприятия.

Ключевым при отборе поставщика является то, сколько будут стоить документы для граждан. Важно, что получить удостоверение личности можно за сумму, в разы дешевле, чем это делается сейчас. Так, мы сейчас покупаем паспорта примерно за 3,5 евро, хотя обычные полиграфисты готовы напечатать его и за один евро.

Все участники приостановленного тендера рассчитали свою окупаемость, уложившись в установленные правительством тарифы. И даже предложили сумму ниже. Окупить вложенные средства поставщик может за 10 лет, произведя более 10 миллионов документов. При этом государство занимается оперативным управлением до полного исполнения контракта. Кстати, в таком бизнесе инвесторы закладывают маржу примерно в 10-20 процентов.

Каковы будут условия предстоящего конкурса, покрыто тайной. Хотя необходимо предусмотреть все риски, чтобы не допустить ошибок, как это произошло с De La Rue, печатающей паспорта с 2004 года.

Напомним, документы и дизайн паспортов – интеллектуальная собственность De la Rue согласно подписанному контракту в 2004 году. Соответственно точно такие же паспорта мы не можем больше нигде производить. Впрочем, технологии не стоят на месте, поэтому в мире каждые 10 лет меняют паспорта, чтобы сделать их более защищенными.

Но, чтобы интеллектуальная собственность стала принадлежать Кыргызстану, необходим новый паспортный проект. Соответственно нужно не забыть прописать в контракте, что отныне интеллектуальная собственность принадлежит КР.

Однако обсуждение между госорганами проходит настолько тихо, что вызывает сомнения не только в прозрачности проведения будущего конкурса (если он состоится в период шатающихся кресел членов правительства), но и подозрения относительно целесообразности создания гостипографии.

Но любимое чиновниками явление - межведомственная комиссия – уже создана. В проекте распоряжения по созданию этой "бюрократической тусовки" значились по одному депутату от каждой фракции, представители НПО, а также кто-то из руководящего звена 11 министерств и ведомств, по одному человеку из Соцфонда и Управделами президента.

Кстати, на все про все Бабанов отвел три месяца, решив на долгие годы судьбы изготовления всех документов госзначения, что задевает каждого гражданина. Как успеть все провернуть при неповоротливости госмашины? Видимо, такое возможно только в премьерских грезах.

За это время следует, по мнению кабмина, реально определиться, кто именно из руководства госорганов войдет в состав межведкомиссии, подготовить конкурсную документацию, провести обсуждение с гражданским сектором и разместить информацию о поиске инвестора в СМИ, разработать ТЭО, также создать нормативную базу, регламентирующую деятельность типографии. Но это еще не все. 18 членов комиссии должны найти помещение для будущего печатного станка.

Впрочем, ни одного экономического параметра по гостипографии чиновники не раскрыли до сих пор. Велика вероятность, что и посчитать рентабельность новой премьерской задумки они не в состоянии. Потому что об окупаемости говорить не приходится. А позориться перед общественностью, что неэффективные чиновники придумали неэффективный проект, видимо, не хочется.

МНЕНИЯ

Бектур Абдраев, заместитель председателя ГРС:

- Вопрос по поводу создания государственной типографии только изучается. Никакой конкретной информации относительно списка ценных бумаг, которые она будет изготавливать, а также условий изготовления, пока нет. Создается межведомственная комиссия, которая решит судьбу типографии в течение 3 месяцев.

Алмамбет Шыкмаматов, министр юстиции:

- Меня беспокоит качество будущих документов государственного значения, которые станут изготавливаться в гостипографии. Сможем ли мы обеспечить такое качество и соответствие стандартам, которые признаются годными в зарубежных странах?

Равшан Жээнбеков, депутат Жогорку Кенеша:

- Мне кажется, что создавать свой "монетный двор" или государственную типографию, где будут изготавливаться документы государственного значения, рановато, а может, и нет такой необходимости. Это дорогое удовольствие - как создавать такую типографию, так и содержать ее на средства госбюджета.

Экономические расчеты я представить не могу, однако, на мой взгляд, необходимо оставить прежнюю систему. Что касается приостановления работы тендерной комиссии по реализации инвестиционного проекта по поставке паспортных документов, то в этом видна непоследовательность правительства.

Кабинет министров многие вещи делает очень необдуманно.

На мой взгляд, подобная позиция правительства приведет лишь к срыву получения паспортов. Их на данный момент хватает лишь до конца этого года, потом возможен кризис, если система не наладится.

Таалайбек Джумадылов, генеральный директор ОсОО "Интел Линкс":

- Гостипография должна иметь специальное полиграфическое оборудование и расходные материалы, она очень дорогая в обслуживании. Как показывает мировая практика, если население страны меньше 20 миллионов человек, то гостипография экономически не рентабельна. Например, подобный опыт есть в Казахстане. Несмотря на то что там живет примерно 18,5 миллиона человек, типография находится на дотации государства. Она стоит 30-35 миллионов долларов, но вопрос в том, на какие средства ее содержать после запуска, не говоря уже о прибыли.

Кыргызстану в год требуются около 350 тысяч загранпаспортов по 2 фунта стерлингов каждый и примерно 450-500 тысяч ID-карт по 0,45 фунта стерлингов. Если посчитать общую прибыль и расходы, то для финансирования гостипографии правительству придется изыскивать средства из других источников.

Учитывая наше экономическое положение и дефицит бюджета, намерение создать гостипографию больше похоже на аферу и популизм. Правительство вообще не может определиться, что оно хочет.

Сначала объявило международный тендер на поставку бланков, в ГРС прошло вскрытие заявок. Компании, потратившие десятки тысяч долларов на подготовку документации, а также задействовавшие интеллектуальные силы, остались ни с чем. Им полгода просто мозг жевали, представители компаний устраивали презентации.

Если тендер отменят вовсе, то пострадает инвестиционный имидж Кыргызстана, к которому и так плохо относятся. Такая политика говорит о некомпетентности ГРС, где за время существования организации (ГАИРТ и ГРС) сменился уже одиннадцатый руководитель.

Мавлян Аскарбеков, лидер молодежного движения "Эркин Эл":

- Наша организация выступала за то, чтобы функция выдачи паспортов была закреплена за государством для обеспечения информационной безопасности каждого гражданина. Тогда была создана тендерная комиссия для создания госрегистра населения, чтобы государство могло изготавливать паспорта.

Однако случился казус в решении этой проблемы, так как комиссия работала в течение нескольких месяцев, в тендере приняли участие компании, подготовившие документацию. Проделали колоссальную работу, однако, когда подошли к объявлению результатов, правительство объявило о создании госкомиссии по созданию гостипографии. Компании-участники тендера были в замешательстве. Нельзя ли было все это изначально продумать? В этом можно проследить интерес некоторых людей.

ПРЕТЕНДЕНТЫ

Напомним, в приостановленном тендере принимали участие шесть компаний.

Mühlbauer (Германия) – крупная немецкая компания оказалась замешана в коррупционном скандале. Украинские СМИ в прошлом году обвиняли министра юстиции Александра Лавриновича, что он лоббирует интересы производителя Мюльбауэр. Компания участвовала в тендере по изготовлению биометрических паспортов. Она также стала фигурантом ряда коррупционных скандалов, связанных с внедрением электронных паспортов и реестра избирателей в Уганде, а также с поставкой биометрических паспортов в Сербию. В частности, министра экономики Сербии обвинили в коррупционных связях с "Мюльбауэр", которая подозрительно быстро выиграла в закрытом тендере. Несмотря на коррупционные скандалы, "Мюльбауэр" имеет серьезный вес на типографском рынке.

Гарсу Пасаулис (Литва) – крупнейшая типография Литвы, один из лидеров-производителей в Прибалтике. В мае 2012 года в офисе типографии прошла презентация новых литовских паспортов, которые считаются одними из самых надежных.

Австрийская государственная типография в Вене - одна из крупнейших типографий мира, печатающая почтовые марки не только для Австрии, но и для многих стран Европы, Азии, Америки и Африки. Представители МИДа Казахстана в интервью СМИ сообщали, что типография заинтересована войти на рынок РК. Австрийцы чуть не оказались в эпицентре дипломатического скандала в 2005 году, когда взяли заказ по изготовлению денежных банкнот Нагорного Карабаха. Официальный Баку не замедлил обратиться в МИД Австрии.

Кстати, 6-8 июля 2011 года на Иссык-Куле прошло заседание кыргызско-австрийской комиссии по двусторонним внешнеэкономическим связям. Тогда же был и подписан протокол, где говорится, что австрийская сторона выразила намерение передачи опыта в таких направлениях, как проектирование и разработка безопасности документов, разработка и применение местной персонализации защищенных документов, создание государственной типографии по выпуску защищенных документов.

Morpho (Франция) - филиал французской группы Safran, в 2010 году выиграла тендер по производству 1,2 миллиарда биометрических паспортов в Индии. При производстве документов решили применить мультибиометрический метод, используя одновременно отпечатки пальцев и снимки радужной оболочки глаз.

IRIS Corporation Berhad (Малайзия) была основана в 1994 году и стала первой в Малайзии компанией, обеспечившей на своей собственной базе полный производственный цикл по созданию контактных и бесконтактных смарт-карт и прочего. Решения, предлагаемые IRIS, внедрены в Турции, Индонезии, Таиланде, Бахрейне, Сомали.

ECO ERT KOMSCO (Южная Корея) - в Интернете имеется информация только из информационных сайтов КР об участии компании в тендере ГРС.

Дина МАСЛОВА, Марина МИРОШНИК.


Сообщи свою новость:     Telegram    Whatsapp



НАВЕРХ  
НАЗАД