Дарья Суходолова: Мы на себе чувствуем увеличение интереса к рекламе в Интернете

Все больше компаний заинтересованы в продвижении своих услуг или товаров с помощью интернет-технологий. Такая тенденция складывается не только в прогрессивных США или Европе, но и в Кыргызстане: если в прошлом году представители компаний с недоверием относились к Интернету, то сейчас ситуация меняется. Компании заказывают рекламу в Интернете, проводят акции и конкурсы, реализуют спецпроекты. Руководитель рекламного отдела и маркетолог проектов Namba Media Дарья Суходолова рассказала "ВБ" о том, как изменился рынок интернет-маркетинга в Кыргызстане за последний год.

- Как ты оцениваешь развитие отечественных маркетинга и рекламы в Интернете?

- Очень хорошо. Сейчас интернет-маркетинг в Кыргызстане находится на стадии зарождения. У нас совсем недавно появился достаточно быстрый и более-менее доступный Интернет. Количество пользователей с каждым годом растет, поэтому становится все больше компаний, которые хотят присутствовать в Интернете. И они хотят знать, как эффективно представлять свою компанию, бренд, товар в сети. Естественно, они нуждаются в новых знаниях, пробуют новые инструменты, и эта сфера начинает развиваться.

- Как эффективно продвигать свою компанию в Интернете?

- Нет универсального предложения. Это всегда зависит от товара, услуги, целевой аудитории. Вообще я всем предлагаю отталкиваться от классического маркетинга. То есть сначала нужно изучить рынок, понять, что такое Интернет, знать, какие сайты популярны в нашей стране, как местные, так и зарубежные. Затем компания должна понять, кто ее целевая аудитория, найти сайты, популярные среди конкретных групп. После этого выбирать методы продвижения, отталкиваясь от своей рекламы оффлайн. Можно при необходимости выработать специальную стратегию в Интернете.

- Насколько эффективно продвигать компаниям свои услуги посредством Интернета в Кыргызстане?

- Товары широкого потребления - очень эффективно, потому что Интернетом пользуются, по данным некоторых исследований, около 30% населения Кыргызстана, и около 60% бишкекчан. Огромная цифра. Кроме того, реклама в Интернете обладает целым рядом преимуществ – это низкая стоимость, скорость отдачи, скорость исполнения, получение статистики, возможность анализа. Для B2B сектора (работающего не на конечного потребителя, а на другую компанию. - vb.kg) работать сложнее. Нужно очень тонко и грамотно находить целевую аудиторию, а многие бизнесмены пока слабо представлены в Интернете. Пока основная интернет-аудитория - люди до 34 лет, то есть молодые специалисты. А вот людей более старшего возраста уже меньше в Интернете, поэтому B2B-продвижение не очень хорошо развито.

- В прошлом году ты говорила, что крупные компании и бизнесмены пока не доверяют Интернету и не готовы выйти на этот рынок, чтобы осуществлять там какие-либо рекламные кампании. Сейчас ситуация изменилась?

- В этом году все так хорошо стало! Интернет стал доступным, людей стало еще больше, и все внезапно задумались, что им нужно быть представленными в сети. И руководители компаний тоже, даже если они сами в Интернете не присутствуют. Недавно видела интересную статистику по социальным сетям, из которой узнала, что только 3% руководителей сидит в социальных сетях в мире. То есть им не до этого. Они работают. Главные проблемы с руководителями в том, что они думают, будто в сети только молодежь и что Интернет – это плохо. Что там разврат, негатив и что это пустая трата времени. Но уже есть и хорошая тенденция: все интересуются продвижением в Интернете.

- Твоя оценка "все хорошо стало" опирается на конкретные показатели?

- Я оценивала по увеличению количества рекламодателей в нашей компании. Их стало в три раза больше по сравнению с прошлым годом. Мы чувствуем увеличение интереса к интернет-рекламе на себе.

- Но в то же время рынок недостаточно хорошо развит. Что тормозит развитие?

- Главным тормозом является сам рынок - он у нас маленький. У нас маленькая страна, малочисленное население. А учитывая, что большинство пользователей находятся в Бишкеке, естественно, это может не всех устраивать. Но для тех, кто ведет бизнес в столице, – это золотая жила. Бери и используй.

- Ты говорила, что смотрела мировую статистику. Я недавно тоже изучала данные за 2011 год, в которых было отмечено, что около 30% маркетологов готовы тратить миллионы на продвижение в Интернете. У нас в Кыргызстане, конечно, и речи быть не может об этом. Но как ты считаешь, отделы маркетинга в компаниях уже готовы выделять какую-то часть бюджета специально для продвижения в Интернете?

- Могу ошибаться, но видела цифру, что в Казахстане 3% маркетингового бюджета выделяется на Интернет, у нас подобный показатель, разумеется, еще меньше. Но уверена, эта цифра будет расти. У Интернета масса преимуществ, и бизнес это почувствует. А потом уже не сможет отказаться от этого способа продвижения.

- У нас, к сожалению, исследований в этой области еще не проводили, и оценивать расходы компаний сложно. Но на примере Namba можешь сказать, на сколько увеличились ваши доходы по сравнению с прошлым годом?

- Где-то в 2-2,5 раза. У нас стали размещаться даже крупные компании, чего не было в прошлом году.

- Когда клиенты приходят к вам с желанием провести рекламную кампанию, они знают, чего хотят? То есть приходят с конкретным планом или просят посоветовать им, что лучше сделать?

- Чаще просят сначала объяснить, что и как работает, просят рассказать, как работают другие сайты, и мы им вырабатываем эффективный для них медиаплан.

- Получается, что представители крупных компаний, даже маркетологи, еще не до конца понимают, как работать в Интернете?

- Не то, что не до конца, а просто для них это ново, и часто они впервые узнают о том, что и как работает. Как что считать, что такое показы, а не место. Здорово, что они узнают, что открыты новым знаниям, и во второй раз приходят уже подкованные.

- Можешь привести несколько примеров эффективного продвижения на Namba?

- Могу привести два примера. В первом случае на странице в Facebook у посольства США было пять тысяч лайков. Задача была увеличить количество до 10 тысяч буквально за две недели. Они обратились к нам, мы разместили рекламу. Конечно, они продумали хороший мотив для пользователей - проводили конкурс среди тех, кто лайкнул их страницу, и в качестве приза выставили iPad. Победитель определялся случайным образом. Но объявить конкурс – это одно, а прорекламировать его – второе. Мы разместили рекламу на Namba и за две недели набрали даже не пять, а шесть тысяч лайков. Второй пример – это небольшая компания Active English, которая предоставляет услуги образования за рубежом. Бизнес небольшой, крупных бюджетов на рекламу, естественно, нет. И они выбрали решение рекламироваться в Интернете. У нас они разместили вид рекламы, который эффективен для коротких периодов, когда нужно срочно всем заявить о своей акции, тарифе, услуге и так далее. Они организовывали выставку об образовании за рубежом. Рекламировали две недели, планируя принять 400 участников на своей выставке, а пришло 700. Люди не помещались.

- На Западе складывается тенденция, что маркетологи отдают предпочтение рекламе в Интернете. По твоим прогнозам, когда Кыргызстан к этому придет?

- Где-то лет через 10. Но придет!


Сообщи свою новость:     Telegram    Whatsapp



НАВЕРХ  
НАЗАД