Казахский политик А. Алибаев: Атамбаев был во многом прав!

Атамбаев был во многом прав! Такое заявление сделал зампредседателя Президиума политсовета Общенациональной социал-демократической партии Казахстана Айдар Алибаев. Казахский политик поделился своим мнением по поводу последних событий, разворачивающихся между двумя соседними государствами.

"Признаюсь, мне, как гражданину своей страны, не очень приятны были высказывания президента соседней страны. И мне сразу захотелось покопаться в цифрах и фактах и узнать побольше о некоторых сравнениях, которые привел в своем выступлении на церемонии вручения государственных наград президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев. ВВП Казахстана за 2016 год составил 133,7 миллиарда долларов США, а ВВП Кыргызстана за тот же период 6,5 миллиарда, что действительно в 20,5 раза больше, при этом тот же ВВП на душу населения у нас будет 6,9 тысячи долларов, а у соседей - 1,07 тысячи долларов. Превышение составляет в 6,4 раза.

Если говорить о размере пенсий, то в Казахстане средняя пенсия составляет 66,05 тысячи тенге, или 192 доллара, в Кыргызстане 5100 сомов, что соответствует 75 долларам, что в 2,5 раза меньше, чем у нас. И здесь Атамбаев решил сгладить разницу в размерах пенсии. Но есть еще один важный показатель – это прожиточный минимум, который у нас составляет 24 459 тенге, или 71 доллар, а у соседей – 66 долларов, что практически не отличается друг от друга. Важность этого показателя заключается в том, что прожиточный минимум является стоимостной оценкой потребительской корзины, которая, в свою очередь, представляет минимальный набор товаров и услуг в натуральном и стоимостном выражении. Получается, что, несмотря на то, что ВВП Казахстана в 20,5 раза выше, чем в Кыргызстане, потребительская корзина у нас практически одинаковая, что наводит на не очень веселые размышления. Куда девается эта разница? Ответ на этот вопрос очень бы хотелось услышать от наших чиновников.

Есть еще интересные цифры, о которых не говорил президент Атамбаев, но которые могут рассказать много интересного. Например, официальный уровень безработицы в Кыргызтане 8%, у нас 5%. При этом, по разным оценкам, от 0,5 до 1 млн граждан находятся на заработках в России, а у нас 2,7 млн граждан значатся самозанятыми, что по своей сути те же безработные. Средняя зарплата в Казахстане, по разным оценкам, находится в пределах 140–150 тысяч тенге, в Кыргызстане - 15–16 тысяч сомов, что составляет 75–80 тысяч тенге, или в 2 раза меньше, чем у нас. Даже из этих нескольких сравнений можно сделать вывод, что уровень жизни у соседей примерно в 2 раза ниже, чем у нас. Но я хотел бы напомнить, что 6,1 млн граждан КР проживают на территории в 13,6 раз меньшей, чем мы, и около 80% этой территории – горы. И не идет ни в какое сравнение количество и разнообразие природных ресурсов, которыми Бог наградил наши страны. А если добавить нефть и газ, которых у соседей нет, а нам приносят десятки-сотни миллиардов долларов на протяжении всех лет независимости, то возникает вопрос, почему наши показатели качества жизни больше, чем у кыргызов всего в 2 раза? Имея такие доходы, мы могли бы иметь уровень жизни в 10–20 раз выше, чем у соседей. Думаю, если сравнить показатели уровня жизни Кыргызстана с Норвегией или Эмиратами, то разница так и будет в десятки раз.

После развала СССР все республики вышли из него с нулевым внешним долгом, так как все внешние обязательства взяла на себя Россия. Но мы, несмотря на огромные доходы от продажи нефти, металлов и других невосполнимых богатств недр, умудрились заработать еще и внешний долг в размере 167,9 миллиарда долларов, о чем буквально на днях сообщил Нацбанк. При населении около 18 миллионов человек это примерно 9300 долларов на каждого казахстанца, включая младенцев. В Кыргызстане внешний долг приближается к четырем миллиардам долларов, что дает около 650 долларов на каждого жителя КР, это в 14 раз меньше, чем у нас. Возникает вопрос, насколько эффективно потрачены эти сотни миллиардов долларов от продажи ресурсов, плюс 167 миллиардов внешнего долга? Где результаты от этих заимствований и от продажи ресурсов? Куда делись все эти миллиарды? На что они потрачены? И за что теперь все казахстанцы должны расплачиваться из своего кармана?

И несколько слов о национальных валютах. Тенге и кыргызский сом родились на свет в одном 1993 году. Сом – в мае, тенге – в ноябре. За один доллар в момент рождения давали примерно одинаковую сумму 4,03 сома и 4,75 тенге. Сегодня почти через четверть века за доллар дают 68,5 сомов и 344 тенге. Получается, что за эти годы сом упал в 17 раз, или на 1700%. За этот же период тенге упал в 72 раза, или на 7200%. Выходит, что тенге упал в 4,2 раза или на 420% ниже, чем кыргызский сом. Причем надо отметить, что основное падение сома пришлось на первые годы, а последние 15 лет он достаточно устойчив. Среди валют СНГ, включая и рубль, сом имеет самый низкий совокупный уровень падения за весь постсоветский период и признан самой стабильной валютой среди стран СНГ. Наш тенге испытал сильные девальвации 5 раз. Последняя в 2015 году уронила тенге почти в два раза. И сегодня мы находимся в состоянии ползучей девальвации, которая составила за последние несколько месяцев почти 10%. Возникает вопрос, почему складывается такая ситуация с национальной валютой? Где наша хваленая финансовая система? И почему председатель Нацбанка видит причины падения тенге только в журналистах и экспертах и в их рассуждениях и дискуссиях? И почему ни председатель Нацбанка, ни премьер правительства не выйдут и не расскажут открыто о причинах такого поведения тенге, несмотря на миллиардные доходы от продажи ресурсов, и огромных внешних заимствованиях? Может, председателю Нацбанка Акишеву и высоким членам правительства имеет смысл поехать на стажировку в Бишкек и перенять опыт того, как удается кыргызам, несмотря на отсутствие ресурсов, держать самый устойчивый курс среди всех стран СНГ? Я неоднократно писал о том, что неэффективное расходование государственных средств, воровство и коррупция являются главными причинами наших бед.

То, что сказал президент А. Атамбаев о разворовывании богатств в нашей стране, ни для кого не является секретом. Сотни нереализованных программ и проектов, начатых и недостроенных заводов и фабрик, протекающих школ и больниц, падающих домов и мостов – прямое следствие этого воровства и коррупции. Страницы СМИ и сайтов каждый день сообщают нам о новых задержаниях и арестах чиновников самых разных уровней - от участкового и районного акима до руководителей госкомпаний и министерств. Именно эти явления являются главными причинами и огромного внешнего долга и девальваций тенге, и высоких цен, и высокого уровня безработицы и самозанятых, и низкого уровня жизни, и низких показателей социального обеспечения нашего народа. Я считаю неправильным, когда основные и экономические, и политические решения в нашей стране в основном принимаются одним человеком – президентом РК. Какой бы он ни был опытный и мудрый человек, это в первую очередь человек, со всеми его достоинствами и недостатками. Тем более немолодой человек. И, как и все мы, он может ошибаться, но цена его ошибки другая, чем цена наших ошибок.

По поводу решения о выделении более триллиона тенге на поддержание банков, могу сказать, что в экономическом смысле это неэффективное решение. Наши банки давно перестали быть тем, чем они должны быть для экономики и бизнеса страны, поэтому поддерживать их не имеет никакого экономического смысла, конечно, если не руководствоваться другими мотивами.

Хочу привести один исторический пример. Как известно, в XVI веке Испания была великой морской колониальной державой, и ее непобедимая Армада диктовала свою волю на всех морях. Испания прирастала колониями, а груженные золотом галеоны не успевали разгружаться в портах Малаги и Валенсии. Но уже в XVII веке Испания стала терять свои лидирующие позиции на море, и взошла звезда Англии – новой владычицы морей. Историки много спорят о причинах падения величия Испании и появления Англии как самой сильной морской державы. Действительно, причин может быть очень много, но по одной из важных причин споров у историков почти нет. Заключается она в том, что все решения в Испании того времени, и экономические, и политические, и военные принимал единолично король Испании. К тому времени в Англии уже давно все важные решения принимал парламент. И решения эти давались нелегко, так как принимались в жесточайших дискуссиях противоборствующих депутатов. В результате решения эти были во всех смыслах более проработанными, более глубоко изученными, более выверенными и более правильными, чем единоличные решения испанского короля, который допускал ошибки и не всегда принимал правильные и эффективные решения. А поскольку цена таких ошибок беспрецедентно высока, то и следствием этих ошибок стало постепенное угасание колониальной испанской империи и появление новой морской державы.

Если вернуться к нашим реалиям, то хочу напомнить, что еще в 2010 году Кыргызстан стал парламентской республикой. 90% граждан поддержали принятие новой Конституции. Новая Конституция значительно ослабила президентскую власть. За президентом оставили в основном представительские функции. Премьер-министр и члены правительства назначаются парламентом. "Мы вошли в правовое поле", – заявила тогда президент и глава временного правительства Роза Отунбаева. Хочу отметить, что в Кыргызстане парламент, в отличие от нашего безликого и беззубого парламента, всегда был местом ожесточенных споров и жесткого спроса с чиновников всех уровней.

Кажется, в 2008 году мне довелось участвовать в Бишкеке в конференции, связанной с реформированием пенсионной системы. Рядом со мной на столе стояла табличка министра финансов КР Тажикан Калимбетовой. Ее самой не было. Появилась она уже перед самым перерывом на обед. Бросалось в глаза то, что она была раскрасневшаяся и сильно возбуждена. Несмотря на то что я видел ее первый раз в жизни, и мы только что поздоровались, я спросил ее, что случилось и не могу ли я ей чем-нибудь помочь. Немного успокоившись, она сказала: "Я действительно до сих пор не могу прийти в себя. Сегодня прошел самый тяжелый и ответственный день в году. Теперь я могу жить спокойно целый год!". "А что сегодня произошло?" – не постеснялся спросить. "Я сегодня отчиталась в Жогорку Кенеше о всей работе, проделанной за год. Они мне устроили самый настоящий допрос на целых три часа. Буквально вывернули меня наизнанку. Но, кажется, я отбилась!" – ответила довольная министр финансов. "Поздравляю вас!" – только и мог сказать я.

А может ли в нашей стране министр похвастаться тем, что прошел через горнило депутатского допроса с пристрастием? Могли бы наши молодые и зеленые кабинетные мальчики-министры выдержать настоящий, по "гамбургскому счету" экзамен у депутатов, конечно, если бы сами депутаты были настоящими. Почему-то на память приходит Гани Касымов, вечно выражавший публичное недовольство тем, что председатель Нацбанка Марченко неоднократно игнорировал парламент, тем самым не скрывая своего отношения к депутатам. А редкие выступления министров или их замов в сегодняшнем парламенте ничего, кроме жалости, не вызывают.

В наше время Кыргызсан - единственная парламентская республика в Центральной Азии. Ее президент Алмазбек Атамбаев, лидер Социал-демократической партии Кыргызстана, заканчивает 6-летний срок пребывания в должности президента и, в соответствии с Конституцией, покидает свой высокий пост. И как бы к этому ни относились, но буквально на следующей неделе мы узнаем имя нового, пятого президента Кыргызстана. И это будет первый прецедент в Центральной Азии, когда президент, отработавший конституционный полный срок, в соответствии с Конституцией без всяких проблем и вопросов покидает свой пост, открывая тем самым дорогу новому руководителю республики. Лично у меня эти события в соседней стране вызывают чувства искренней зависти и желания пожелать братскому народу успехов во всех сферах жизни и деятельности".


Сообщи свою новость:     Telegram    Whatsapp



Комментарии
14.10.2017, 13:52
Карма: +43
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 76
Минусов: 33
Комментариев: 206

Обращаюсь ко всем гражданам Кыргызстана, меня волнует вот уже несколько дней один вопрос… Почему Назарбаев так поступает с границами и с нашими мигрантами, которые работают в Казахстане! Я ничего не имею против жителей Казахстана, казахи наши братья и мы простые жители уважаем народ Казахстана. Но никак мы не можем смириться с тем, что Назарбаев творит. Он из-за личных обид и из-за поддержки рейдера-олигарха готов положить конец нашим отношениям. Он готов разрушить ЕАЭС, он готов даже, чтоб на границах умирали из-за его приказов граждане, как наши, так и его граждане. Думаю нам кыргызстанцам стоит подумать о союзе в ЕАЭС где нашим посредником с Россией является Назарбаев. Он привык к пагубной привычке закрывать границы. Это не есть хорошо. Надо поговорить с Путиным и поставить все вопросы над и. Надо говорить, что мы не можем быть в союзе пока есть такой Назарбаев. Нам стоит посмотреть в сторону Китая, Индии, Ирана и Туркменистана, кстати есть выход к Каспийскому морю… Мы с Россией сможем договориться о чем угодно и прийти к общему, а с хозяином Бабанова нет! Проблему мигрантов в России мы решим, думаю сможем договориться об особом статусе их. А мигрантам в Казахстане придется менять паспорта или же уезжать из этой страны Назарбаева. Народ Казахстана, мы всегда будем с вами и будем желать вам добра, вы наши братья. Но мы не сможем быть с Назарбаевым, который влезает в нашу политику и поддерживает человека, который является отпетым аферистом. 

+2
Цитировать
Жалоба модератору
эш
14.10.2017, 14:07

В точку.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
кыргыз
14.10.2017, 14:07

рахмат

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Айпери
14.10.2017, 14:18

Спасибо господин Алибаев. Очень хорошая и полезная статья. 

+1
Цитировать
Жалоба модератору
kg
14.10.2017, 15:13

Назарбаеву больно смотреть как у соседей идет мирная смена власти и уже пятый президент. А у них все еще первый задержался, вот и боится что может вспыхнуть искра среди казахов по смене власти

+1
Цитировать
Жалоба модератору
КазаК
14.10.2017, 15:39

Калый Мукашев

Обращаюсь ко всем гражданам Кыргызстана, меня волнует вот уже несколько дней один вопрос… Почему Назарбаев так поступает с границами и с нашими мигрантами, которые работают в Казахстане! Я ничего не имею против жителей Казахстана, казахи наши братья и мы простые жители уважаем народ Казахстана. Но никак мы не можем смириться с тем, что Назарбаев творит. Он из-за личных обид и из-за поддержки рейдера-олигарха готов положить конец нашим отношениям. Он готов разрушить ЕАЭС, он готов даже, чтоб на границах умирали из-за его приказов граждане, как наши, так и его граждане. Думаю нам кыргызстанцам стоит подумать о союзе в ЕАЭС где нашим посредником с Россией является Назарбаев. Он привык к пагубной привычке закрывать границы. Это не есть хорошо. Надо поговорить с Путиным и поставить все вопросы над и. Надо говорить, что мы не можем быть в союзе пока есть такой Назарбаев. Нам стоит посмотреть в сторону Китая, Индии, Ирана и Туркменистана, кстати есть выход к Каспийскому морю… Мы с Россией сможем договориться о чем угодно и прийти к общему, а с хозяином Бабанова нет! Проблему мигрантов в России мы решим, думаю сможем договориться об особом статусе их. А мигрантам в Казахстане придется менять паспорта или же уезжать из этой страны Назарбаева. Народ Казахстана, мы всегда будем с вами и будем желать вам добра, вы наши братья. Но мы не сможем быть с Назарбаевым, который влезает в нашу политику и поддерживает человека, который является отпетым аферистом. 

0
Цитировать
Жалоба модератору
Айка
14.10.2017, 16:26

Атамбаев прав на 100% хоть и недипломатично выступил. Спичрайтеров на мыло. Могли бы ему заранее подготовить цивильную речь с тем же правдивым смыслом. Не было такой заготовки, ну и сказал, как на духу.

0
Цитировать
Жалоба модератору
Мнение
14.10.2017, 16:53

Поступая таким образом, руководитель Казахстана демонстрирует прежде всего свою слабость, ускоряя свой неизбежный уход с политической арены. Как известно, нет ничего вечного, и это пройдет......

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Водолей
14.10.2017, 17:40

Молодец! Спасибо за искренние и справедливые слова! Надеюсь, у нас все будет хорошо!

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Ормонхан
15.10.2017, 00:06

Очень умно!г.Назарбаев показывает свою слабость! УМНАЯ статья,дорогие Баурлар , у нас есть пословица:дос куйдуруп айтат, душман суйдуруп айтат! Эй кыргыздар,мээнер айнып калганбы? Эмне озунордун президентти шылдындап жатасынр!За копейку сдохните,старты долбаные!!! Мадумаров кончай за себя комменты писать, все знают что ты никто.Не позорься!

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Заграница
15.10.2017, 00:24

Поддерживаю Калыя Мукашева!

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Ьаир
15.10.2017, 00:42

Атамбаев прав, я Казахстан,

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Из народа
15.10.2017, 01:34

Казахский "шал" никак не угомонится. Сил на молодых любовниц не осталось. Что там любовницы, маразм уже у старика. Возомнил себя Творцом. Гореть вам в аду, таким правителям-тварям как ты, Бакиев-Акаев. За все ответите перед Аллахом в ссудный день!

А господину Алибаеву большое спасибо за объективную оценку!

Алмазбек Шаршенович большинство кыргызов любят и поддерживают Вас! Да хранит Вас Аллах!

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Просто!
15.10.2017, 01:36

АША слова говорил для оппозиционеров РК. И те возбудились. Но снова обломают зубы, об НАН. Наличие оппозиций уже говорит о наличии какой нибудь демократии. Какая у нас ситуация?АША оскорбил на словах, НАН оскорбляет на деле!Вроде бы претензий должны быть со стороны КР, но опять же, кто начал политический понос?НАН ничего не говорил, он лишь встретился с кыргызским политиком, который попросил встречи.АША также мог позвать оппозицию НАН и провести беседу.Иначе говоря угроза не соответствовала защите.Оскорбление кыргызскому народу со стороны НАН не было, а АША зачем то вспонил чингизидов. Довожу до вашего сведения что почти все казахские правители были чингизидами, и казахи ими гордятся, плюс многие казахские племена перекочевали в  среднюю Азию вместе с Чингиз ханом.Не знаешь историй, лучше не рисковать.Трудно дружить и жить в согласии когда один говорит что хочет, а другой делает что хочет! 

0
Цитировать
Жалоба модератору
Рамиль
15.10.2017, 03:27

спасибо вы как наш президент искренно говорите о нашей стране!наш президент не терпит лжи подхолимство.Атамбаев в начале говорил что назарбаев его старший брат и это было так для нас в трудной ситуации базару нет казакстан помогал мы это признаем но надо до конца остаться старшим братом!но он выбрал другой путь и открыто сказал что нам кыргызам нужен новый президент намекая бабанова.при этом вижу читаю про недовольство простых граждан рк.мне кажется он сделал для себя хуже по ходу оппозиция начал поднимать голову!а это плохо мы не хотим чтобы в рк произошли революции перевороты потому что имя нашего президента останется в историе что после его слов типа все началось! мы любим нашего президента он много сделал для нашей страны кто либо другой!

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Алтаец
15.10.2017, 06:03

Хоть одна объективная статья. Есть еще адекватные политики в Казахстане, оказывается. Атамбаев прав и еще как прав! Назарбаев показал недальновидность создав проблемы с границей, впрочем, не первый раз.   

+1
Цитировать
Жалоба модератору
123
15.10.2017, 10:45

Вот что будет с Кыргызстаном, когда Бабанов придёт к власти. Олигархи, бандиты - это все он. Он задавить народ, будет Максимом. Только из-за этого многие голосуют за Сооронбая Жээнбеков. их двух зол выбирая меньшее.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Гуля
15.10.2017, 13:11

Ничего не вечно и Назарбаев тоже, наш Президент всех своих коллег соседних стран, наверное напряг (что покидает пост главы государства добровольно), и они все задумались.........о вечном)))). 

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Нурик касимов
15.10.2017, 20:33

Он является честным и достойным человеком если это действительно его слова

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Актан
16.10.2017, 20:17

Вот умный человек! Приятно было читать, потому что все четко, аргументированно по полочкам разложил!

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Комментарии от анонимных пользователей появляются на сайте только после проверки модератором. Если вы хотите, чтобы ваш комментарий был опубликован сразу, то авторизуйтесь
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе "встретиться, чтобы поговорить"
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать комментарии в транслите
  • выделять комментарии заглавным шрифтом
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова "ВБ", "Вечерний Бишкек", "Вечерка" и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-редакции
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД