Каким СМИ доверяют кыргызстанцы?

А ну–ка, СМИрно

Для бишкекчан "Вечерка" по–прежнему остается самой любимой и читаемой газетой. 78,5 процента опрошенных жителей столицы отдали свои голоса за наше издание. Таковы результаты крупномасштабного исследования, которое провела консалтинговая компания M–Vector при поддержке Агентства США по международному развитию USAID.

Социологи M–Vector опросили в общей сложности 5 тысяч 502 респондента старше 14 лет во всех регионах республики. Целью исследования было выяснить, какой телеканал в нынешнем году стал самым популярным в Кыргызстане, какой телепрограмме зрители отдают предпочтение, каким газетам доверяют, на частоту какой радиостанции чаще всего настроены приемники слушателей?

Что наTVорили?

Исследование, проведенное методом личного интервью, показало, что телевидение пока остается самым популярным источником информации: 98,1 процента из общего числа опрошенных предпочитают ТВ остальным СМИ. 80 процентов респондентов считают, что это важный и надежный источник информации.

Специально приглашенный для участия в проекте европейский медиаэксперт Грэм Морланд отметил увеличение конкуренции на телерынке Кыргызстана. При этом предпочтения жителей Бишкека и других регионов страны существенно отличаются. Так, если по всей республике ОТРК (КТР) занимает лидирующее место (по мнению 20,3% респондентов), то в Бишкеке поклонников у этого канала всего 7,7 процента. На первом месте с большим отрывом российский канал ОРТ, на втором - НТВ, на третьем - ТНТ.

В целом по республике у ОТРК (КТР) ежедневная аудитория составляет 1 миллион 354 тысячи 587 зрителей, среднее время просмотра 98 минут. Первый канал (ОРТ) собирает у экранов 1 миллион 118 тысяч 347 человек, которые в среднем смотрят передачи этого канала 108 минут. ЭлТР на протяжении двух лет демонстрирует завидную стабильность, удерживая третье место с общим количеством ежедневной аудитории 617 тысяч 777 человек, время просмотра здесь такое же, как у КТР - 98 минут. 7–й канал и НТС+НТВ на четвертом и пятом местах соответственно. В среднем эти каналы смотрят 110 минут. РТР на 6–й строчке рейтинга, средняя ежедневная аудитория у этого канала 278 762 зрителя, среднее время просмотра 100 минут.

"Падением года" назвали эксперты нынешнюю десятую позицию (по сравнению с шестым местом в рейтинге прошлого года) 5–го канала. Медиаспециалисты связывают это с попытками национализации данного ТВ, частичной сменой коллектива и другими сопутствующими трудностями, сказавшимися на контенте и общем интересе аудитории.

Канал "Пирамида" на последнем, 11–м, месте в рейтинге. Его смотрят в среднем 165 тысяч 528 зрителей, проводя у телеэкрана примерно 90 минут. Более миллиона зрителей называли также другие каналы спутникового телевидения, которые они предпочитают смотреть ежедневно минимум по часу.

"Мыло" - на мыло

Социологи спросили респондентов, какой тип передач они предпочитают смотреть. Выяснилось, что самой большой популярностью у кыргызстанцев пользуются телевизионные новости (41,1%). На втором месте художественные фильмы (11,1%), на третьем - ток–шоу (10,3%). Любопытно, что бишкекчане любят смотреть комедийные сериалы больше, чем жители других регионов - 12,3 процента против 3,9. А вот драматические сериалы в среднем смотрят 4,6 процента кыргызстанцев, образовательные и документальные программы - 4 процента. Музыкальные клипы предпочитают смотреть лишь 3,7 процента бишкекчан, в регионах процент аудитории больше - 8,7. Интересно, что юмористические передачи и мыльные оперы уже утратили прежнюю популярность, их смотрят только 2,7 и 2,3 процента зрителей соответственно.

По воле волн

Пятерку радиорейтинга неизменно возглавляет "Кыргызстан Обондору", не намного уступает лидеру "Европа Плюс". А вот с третьим местом в рейтинге вышел небольшой казус. Как выяснилось, не все респонденты знают о том, что "Азаттык" - это не самостоятельная радиоволна, а аналитическая передача, которая использует частоту вещания "Биринчи радио". Поэтому "Биринчи радио" и программу "Азаттык" пришлось объединить в рейтинге. Четвертое и пятое места заняли Tumar и "Авторадио" соответственно.

Позиции некоторых радиостанций в разрезе времени прослушивания выводят их на особое место. Охват аудитории, например, "Мин Кыял" и "Ретро FM" не столь велик, как у Tumar и "Авторадио". Однако среднее время прослушивания этих волн 125 ("Мин Кыял") и 148 ("Ретро FM") минут. Тогда как у Tumar и "Авторадио" 85 и 106 минут соответственно.

Что касается тематики радиопередач, то кыргызстанские слушатели любят больше всего музыкальные программы (52,4%). Следующие по популярности новости (32,9%), на третьем месте ток–шоу (6,3%). Политика и спорт интересуют всего 2,4 процента слушателей. Прогноз погоды, передачи о здоровье, культуре, религии, развлекательные игры и юмористические нарезки интересуют совсем малый процент слушателей - в среднем 0,3%.

Пропечатали

В печатных СМИ, по словам экспертов M–Vector, ситуация коренным образом не изменилась. В тройку самых читаемых и уважаемых газет в Кыргызстане входят "Супер Инфо" (60,8%), "Вечерний Бишкек" (25,1) и "Дело №" (14,3). "Комсомольская правда" на четвертой позиции (6,9), "Аргументы и факты" - на пятой (6,3). Любопытно, что бишкекские респонденты немного иначе распределили свои предпочтения: на первое место по популярности и доверию они поставили "Вечерку" (78,5%), на второе - "Супер Инфо" (26), на третье - "Комсомолку" (18,3), на четвертое - "Дело №" (17,9), на пятое - "Аргументы и факты" (15,5).

Если смотреть в разрезе тематических рубрик, то больше всего наши соотечественники любят читать развлекательные материалы (44%). Политикой интересуются в общей сложности 36 процентов опрошенных респондентов. Общественная и социальная тематика не оставляет равнодушными 33 процента читателей. Материалы на тему здоровья и медицины читают 14 процентов аудитории, криминальную хронику - 10 процентов, спорт - 6 процентов. Рекламные объявления просматривают 7 процентов читателей.

Попали в Сеть

В этом году по сравнению с 2011–м увеличилось количество пользователей Интернета, для которых это основной канал получения информации. Новости разной тематики, аналитику и развлекательные ролики они предпочитают читать и смотреть именно во Всемирной паутине. По прогнозу социологов, в дальнейшем интернет–аудитория будет только увеличиваться.

Причем если раньше пользователи выходили в Сеть в основном из интернет–кафе, то сейчас уже 30,2 процента респондентов имеют Интернет дома. Популярность сайтов варьируется в зависимости от направленности: новостные (www.akipress.org), развлекательные (www.odnoklassniki.ru), почтовые (www.mail.ru) и поисковые (www.google.kg).

За язык потянули

58 процентов респондентов смотрят передачи на кыргызском языке, 36 процентов - на русском, 5 процентов - на узбекском и 1 процент "ловят" зарубежные каналы и смотрят передачи на иностранных языках.

Радиопередачи на кыргызском языке слушают 56,1 процента опрошенных, русскоязычные программы - 37,7 процента, программы на узбекском языке слушают 5 процентов респондентов.

Газеты на кыргызском языке читают 62 процента кыргызстанцев, на русском - 33 процента, на узбекском - 5 процентов.

авторитетно

Виталий ДЕРГУНОВ, руководитель отдела исследований M–Vector:

- Это исследование проводилось в течение двух лет. Поэтому нашим специалистам удалось не просто проанализировать полученные данные, но и, сделав сравнительный анализ, выявить динамику роста или падения рейтингов СМИ. В прошлом году мы опрашивали кыргызстанцев с 18 лет, а в этом году включили в опрос 14–летних респондентов, учитывая возрастающий интерес молодежи к использованию интернет–ресурсов.

Многие СМИ, не вполне довольные своими позициями в рейтинге, сетуют на отток рекламодателей после проведения подобного рода опросов. Однако мировой опыт доказывает практическую необходимость проведения таких исследований. В конечном счете рейтинг - не что иное, как инструмент, призванный повысить эффективность работы СМИ, оказать содействие в налаживании контактов с широкой общественностью. СМИ это стимулирует на создание уникального местного контента, рекламодателей - на принятие взвешенных решений при распределении рекламных бюджетов с максимальной долей возвратности вложенных средств.

по ранжиру

В международном рейтинге свободы прессы Global Press Freedom 2012, составленном Freedom House, из 197 стран Кыргызстан занял 156–е место.

Freedom House оценивает степень свободы печатных, телевизионных и электронных средств массовой информации в разных странах мира на основе таких критериев, как свобода слова, степень правительственного контроля над СМИ, условия работы журналистов, случаи применения по отношению к ним насилия, экономическая и политическая ситуация в стране и так далее.

Несмотря на то что в рейтинге Кыргызстан занимает лишь 156–е место, по сравнению с прошлыми годами мы все же немного продвинулись вперед. Так, в 2010 году в Global Press Freedom наша республика занимала 161–е место. Хотя 9 лет назад кыргызстанская пресса по степени свободы опережала почти все страны СНГ. В 2003 году, по результатам исследования организации "Репортеры без границ", в мировом рейтинге мы занимали 98–е место, тогда как, например, Казахстан, Россия и Украина - 116–е, 121–е и 124–е соответственно.

а как у них?

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России, чтобы выяснить, из каких средств массовой информации россияне чаще всего получают информацию и каким СМИ они доверяют в большей степени.

Как показали результаты опроса, самым востребованным СМИ среди россиян остается телевидение. На втором месте - пресса. Третий по востребованности источник информации - Интернет, оказавшийся более популярным, чем радио. Информации в Сети доверят 64 процента опрошенных. Наименьшее доверие россияне выражают зарубежным СМИ.


Сообщи свою новость:     Telegram    Whatsapp



НАВЕРХ  
НАЗАД