Почему "скорая" губит людей?

Подножка для "скорой"

В редакцию пришло письмо тревожное и печальное: "скорая помощь" вовремя не приехала на вызов, и женщина умерла. Читать его было тяжело, потому что случилось горе и эта ситуация может повториться с каждым из нас, когда "скорая" не успеет к кому–то из наших близких, а возможно, и к нам самим.

И, отправляясь на Станцию скорой медицинской помощи, чтобы выяснить, почему кардиологическая бригада выехала на вызов через час с лишним, когда женщина уже умерла, я винила врачей. Но, поговорив с ними, послушав все записи переговоров, убедилась, что винить их не в чем. И люди, и машины службы работают в прямом смысле слова на износ. В Алматы 157 машин "скорой" выезжают на дежурство, у нас 33–34. Население примерно одинаковое с учетом наших новостроек и проживающих там людей. "Скорой помощи" самой нужна основательная помощь.

В придачу усугубляют и без того аховую ситуацию и сами горожане, вызывая врачей по пустякам. И ведь никакой ответственности за это не предусмотрено и не предусмотришь, разве что только у них проснется совесть. И, вызывая "скорую" на выдуманное медикаментозное отравление, человек не думает, что кому–то помощь врачей нужнее. И завтра, когда она действительно потребуется ему самому, врачи могут и не успеть...

нападки...

"31 июля не стало нашей мамы - Амировой Лизы Валиулловны. Это тяжелая, невосполнимая утрата для нашей семьи и людей, знавших ее. Абсолютно уверены, что это произошло по вине сотрудников возглавляемого вами ведомства из–за вопиющей их безответственности, преступной халатности, низкого уровня организации работы Скорой медицинской помощи города Бишкека", - пишет в письме в "Вечерку" Марат Амиров, сын.

31 июля в 20 часов женщина почувствовала себя плохо. Такое, говорят ее близкие, уже бывало - стеноз аорты, мерцательная аритмия давали о себе знать последние два года очень серьезно. Несколько раз ее увозили на "скорой помощи" в больницу, где проводили необходимые лечебные процедуры, затем выписывали. Сын вызвал "скорую помощь" по телефону 103. Оператор, расспросив о пациенте, сообщила, что кардиологических бригад нет - надо вставать в очередь.

"Маме становится хуже. Снова звоним по телефону 103. Ответ: "Машина еще не выезжала". У нас начинается паника. Звонит еще раз отец, уже через час. Машины нет.

Состояние ухудшается. И мы вызываем частную "скорую" по телефону 136. Мама умирает у внука на руках.

Приезжает "скорая" 136 и только уже констатирует смерть.

В связи со случившимся возникает очень много вопросов. Нужна ли городу Бишкеку такая "скорая помощь", которая уже совсем не скорая и не отвечает требованиям своевременного оказания медпомощи людям?

Кто принимает решение, посылать к больному бригаду медпомощи или нет в зависимости от возраста больного? Мы подозреваем, что действия оператора на телефоне зависят от возраста больного, и в случае когда возраст больного превышает некий порог, например 70 лет, оператор применяет вариант ответа: "Все бригады на выезде, прислать к вам сейчас некого".

А ведь у нас остался еще отец, которому 78 лет, и он после инсульта, ему тоже иногда приходится вызывать "скорую помощь". Был уже случай, когда соседи вызывали отцу "скорую помощь", назвав возраст на 30 лет меньше (мама лежала в больнице). Прибывшие врачи поворчали, но помощь отцу оказали. Спасибо им. Но дождемся ли мы "скорую помощь" отцу в следующий раз?

Мама сама была, как "скорая помощь". Прожив более 50 лет на одном месте, она в своем районе тысячи раз по первому же зову бежала оказывать медпомощь людям. На ее руках умерли очень много людей, потому что она боролась за их жизнь до последнего (особенно это касалось онкологических больных), когда "скорая помощь" не спешила. Прежде чем вызывать "скорую помощь", люди звонили сначала маме, причем по любому вопросу - температура ли поднялась, голова ли болит, сердце давит и т. д. В нашем районе все знали, кто такая тетя Лиза. Это - народный врач. Сейчас на ее могиле мы установили фотографию, где она с тонометром - измеряет давление.

В далекие 50–е годы, окончив медучилище, она всю свою жизнь посвятила лечению людей. Долгое время работала в Республиканском врачебно–физкультурном диспансере. Ей постоянно приходилось принимать участие в медицинском обслуживании всевозможных спортивных соревнований - детских, юношеских, взрослых, республиканского, всесоюзного и международного рангов. Эта работа воспитала в ней те важнейшие качества, которые и пригодились в последующие годы, - решительность, высокая ответственность, мужество, готовность в любой момент оказать эффективную медицинскую помощь пострадавшему человеку независимо от своего самочувствия и настроения. Часто можно было наблюдать, как на соревнованиях по борьбе, боксу она оказывала первую помощь, в том числе и подбадривающими словами. После оказания помощи спортсмены продолжали свои поединки и побеждали, а потом бежали к ней, чтобы высказать слова благодарности."

... и ответки

С этим письмом мы отправились на Станцию скорой медицинской помощи, чтобы получить ответ на поставленные в нем вопросы. Услышанное вызвало не меньший шок, как и письмо.

- 31 июля на весь город работали всего три кардиологические бригады, а должно быть, как минимум, шесть. Но у нас нет специалистов, чтобы укомплектовать эти бригады. Молодых специалистов, только что окончивших медакадемию, на такие вызовы не отправишь. Поэтому мы вынуждены реанимационные и кардиологические бригады сделать взаимозаменяемыми для того, чтобы качественно и вовремя оказывать медицинскую помощь, - говорит главный врач Станции скорой медицинской помощи Гульнара Ташибекова.

- Такая ситуация у нас и с педиатрическими бригадами. Сейчас идет набор молодых специалистов, но пока радости от того, что мы взяли их, мало. Надо полностью провести их обучение. А это время. Процентов пятьдесят хорошо подготовленных специалистов уехали за пределы республики. Поэтому мы с нетерпением ждем приказа из Минздрава о переводе бригад реанимационных и кардиологических бригад на взаимозаменяемость. Помимо их, у нас еще есть инсультные бригады, которые пойдут вторым этапом в этой реструктуризации службы, ее мы планируем начать уже с 1 сентября. Но опять–таки медработники из этих бригад должны тоже пройти обучение.

- И хорошо, что еще к нам на помощь приходят клинические ординаторы Национального центра кардиологии и терапии, иначе ситуация с кардиологической службой была бы еще более плачевной. На кардиологические вызовы "скорая" должна приезжать в течение 15–20 минут. У нас, как в данном случае, бывает, приезжает через час. Нагрузка на бригады колоссальная. Врачам перекусить некогда, потому что они едут с одного вызова на другой, не заезжая на станцию. Мы не оправдываемся, а говорим так, как оно есть на самом деле.

- Причем эту нагрузку создает, скажем так, несознательная часть населения, - вступает в разговор заместитель главного врача Дмитрий Денисов. - Я на днях дежурил как раз в составе кардиологической бригады. По рации передают, что у мужчины по такому–то адресу сердечный приступ. Мы примчались к больному. А он нам заявляет: "Признаюсь вам честно, я перепил, три дня пил, поставьте мне капельницу, чтобы снять похмельный синдром". Вы можете представить наше состояние?

Или еще: едем на медикаментозное отравление в новостройку, находящуюся у черта на куличках. По рации поступает сообщение от коллег из линейной бригады. Их больному срочно нужна кардиологическая помощь, надо снять кардиограмму. А у нас мини–госпиталь на колесах. Но мы же едем спасать отравившуюся таблетками женщину. Говорим коллегам, мол, как только обслужим вызов, примчимся к ним. Подъезжаем к дому, который с трудом нашли в новостройке. Навстречу выходит женщина, спрашиваем, где больная. А она отвечает: я больная. Оказывается, вчера она выпила две таблетки но–шпы, а сегодня у нее раскалывается голова, якобы от выпитых таблеток. Что тут скажешь? Помчались к коллегам на помощь к их больному. А они нам сообщают, что мужчина умер от сердечного приступа. А ведь мы могли бы его спасти. У нас же в машине супераппаратура.

Или: звонит отец девочки, которая якобы порезала руку. При этом кричит, что всех нас пересажает, если что–то случится с дочерью. Приезжаем, девочка, как оказалось, порезала палец, не дается матери залить ранку йодом, позвонила мужу, а тот - нам. Мы обработали пальчик и заклеили ранку, лейкопластырем. А на вызов приезжала целая бригада, которую ждут к другому ребенку, и считают минуты, когда подъедут врачи.

- Хотел еще добавить. Наши больные считают, что мы избирательно выезжаем на вызовы: к людям старшего возраста якобы приезжаем в последнюю очередь. Это не так. Возраст тут ни при чем. Критерием приема или неприема вызова является повод, который называют либо сами больные, либо их родственники. Если, например, у человека высокая температура и в придачу работают еще и ЦСМ, то мы можем и отказать. Конечно, на это тоже жалуются. Но тем не менее у нас бывает до 100–120 отказов в день, - продолжает Дмитрий Денисов. - Хотя наш работник обязательно даст консультацию, что делать в том или ином случае.

- Наши врачи обычно с нетерпением ждут летнего времени, когда нагрузка снижается. Но в этом году, наоборот, количество обращений растет. В сутки сейчас поступает до семисот обращений. На линию же выезжают 33–34 бригады. Это мизер для такого города, - говорит Гульнара Адыловна.


Сообщи свою новость:     Telegram    Whatsapp



НАВЕРХ  
НАЗАД