Первый полноценный прокат

30 мая 2011 года в кинотеатре "Манас" состоялась премьера фильма Данияра Абдыкеримова "Как выйти замуж за Гу Чжун Пё". Этот день можно считать точкой отсчета первого полноценного прокатного сезона в Бишкеке после распада СССР. Он обозначил новый, коммерческий, этап в развитии кыргызского кино. До сих пор нашим коньком был арт–хаус. Теперь с определенной долей оптимизма можно утверждать, что нам по силам снимать качественное жанровое кино.

За прошедший сезон в кинотеатре "Манас" с разной долей успеха было продемонстрировано чуть более тридцати кыргызских фильмов. Зрители голосуют покупая или не покупая билеты на сеансы. Администрация кинотеатра ведет учет посещаемости. Лидеры сезона уже определены: "Кок Салкын", "Пустой дом", "Бишкек, я люблю тебя", "Как выйти замуж за Гу Чжун Пё", "Красотки и миллион". Есть, конечно, и явные аутсайдеры. Отрадно отметить, что, видя кассовый успех кыргызских фильмов в "Манасе", свои залы для отечественного кинопроизводителя предоставили и другие бишкекские кинотеатры: "Октябрь", "Ала–Тоо", "Россия", "Космопарк". Осенью 2011 года в Бишкеке был открыт уникальный кинотеатр кыргызского фильма "Кыргызкиносу", который ныне уже имеет свою сеть в регионах страны.

Кинохиты минувшего сезона сняты режиссерами, которым нет еще тридцати. В колонке плюсов мной сделана пометка: общий художественный и технический уровень этих картин на порядок выше многих опусов кино класса "Б", которые демонстрируются в кинозале Государственного исторического музея.

Справедливости ради нужно сказать и о минусах лидеров нынешнего проката. Показывая тусовочную жизнь гламурного меньшинства, они пытаются избавить реально существующее сообщество от комплекса неполноценности. Ибо ему бывает стыдно, что на международных кинофестивалях Кыргызстан представляют фильмы, запечатлевшие, на его несмышленый взгляд, "убогую жизнь простых сельчан". Часто приходится разъяснять оппонентам, что зарубежные отборщики всегда ищут арт–хаус, отражающий богатый внутренний мир автора. Нужно быть весьма подготовленным зрителем, чтобы любить авторское кино. Да, его создатели намного опережают время. Массовый зритель созревает до восприятия серьезного кинопроизведения десять–двадцать лет. С другой стороны, арт–хаус и коммерческое кино - две ветви любой национальной киноиндустрии. Во Франции и в других европейских странах часть прибыли от проката коммерческих картин вкладывается в создание арт–хауса. Арт–хаус в свою очередь питает коммерческое кино концептуально. Аншлаг на отечественных жанровых лентах, пусть пока и с низкими бюджетами, говорит о том, что наша страна входит в полосу стабильного развития.

У населения есть средства на частые походы в кинотеатры, и высокие цены билетов уже не смущают.

Отрадно отметить, что свои силы в жанре пробуют режиссеры авторского направления. Темир Бирназаров снял в этом году коммерческий фильм "Начнем все сначала". Эрнест Абдыжапаров создал сначала "Влюбленного вора", а затем "Шахерезаду из Кукушкино". Но качественный прорыв в этом направлении совершил Нурбек Эген, сняв на стыке арт–хауса и коммерческого кино "Пустой дом". Теперь картину приглашают на престижные международные кинофестивали, и она нравится зрителям.


Сообщи свою новость:     Telegram    Whatsapp



НАВЕРХ  
НАЗАД