Этнический шырдак Кыргызстана

Наследие Тамерлана

Так сложилось исторически, что Средняя Азия является многонациональным и многоязычным регионом. Советский Союз, некогда жесткой властью объединявший все народности в этой части Земли, своим распадом дал мощный толчок к обострению и развитию межэтнических конфликтов в странах ЦА. Кыргызстан не является исключением. И на сегодняшний день межэтнические конфликты определяются экспертами-социологами, как одна из самых острых проблем Кыргызстана.

По данным социологов компании M-Vector на 2010 год, на вопрос респондентам: "Какие проблемы республики вас беспокоят больше всего?", 45,9% опрошенных по всей республике ответили – межнациональный конфликт.

Понятно, что проблема есть, и в последние годы на фоне политической нестабильности в стране она обострилась и грозит превзойти все допустимые пределы. Давайте попробуем копнуть вглубь проблем и попытаться понять причины и, главное, рассмотреть возможные пути регулирования этих проблем.

Исторический опыт показывает, что отношения между народами и нациями нередко были напряженными и трагическими. По Средней Азии и Закавказью огненным валом прокатились войска Тамерлана. Открытие Колумбом Америки сопровождалось ограблением и уничтожением индейцев. Племена и народы Африки захватывались колонизаторами. В ходе мировых войн ХХ века беспощадно уничтожались или подвергались жесточайшему угнетению те или иные нации, народности. Историческая вражда не могла не сказаться на национальном сознании. В нем до сих пор бытуют национальные предрассудки, неприязнь, корни которых уходят в далекое и не очень далекое прошлое.

Конфликтная ситуация в странах, образованных на территории бывшего СССР, в том числе и в Кыргызстане, обусловлена многими причинами: политическими (централизм и унитаризм власти, репрессирование и завоевание народов), экономическими (экономический кризис, безработица, обнищание), социально-психологическими (межнациональные барьеры в общении, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных вождей), территориальными и др. Конфликт возникает тогда, когда объективно, а нередко и субъективно тот или иной народ чувствует себя в чем-то ущемленным, обиженным, обойденным, когда решение многих проблем он видит лишь в национальном самоутверждении.

Однако, спустя некоторое время после развала СССР, многие республики, "наглотавшись суверенитетов" (по выражению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева), станут постепенно осознавать истинные причины своих бед, в начале же перестройки националистическая эйфория была доминирующей. Сегодня в ходе последних политических событий на Кыргызстан обрушилась новая волна межнациональных волнений.

Чем это обусловлено?

По словам экспертов-социологов, в Кыргызстане можно выделить несколько основных проблем межэтнических столкновений.

• Крайняя ограниченность земельных ресурсов республики. Только 7% территории пригодно для ведения крупномасштабного хозяйства и промышленности. Однако именно эти земли также необходимо использовать под строительство жилья для быстрорастущего населения республики.

• Плачевная экономическая ситуация после краха плановой системы экономики после распада СССР. В 2011 году внешний долг Кыргызстана составит $3 млрд 194 млн, сообщил замминистра финансов Арзыбек Кожошев. По его словам, в этом году внешний долг Кыргызстана составляет более $2,8 млрд.

• Неустойчивая политическая ситуация. Государственные перевороты в 2005 и 2010 годах.

• Отсутствие территориальной регуляции миграции, несоблюдение принципа языковых границ внутри страны. К примеру, Конституция содержит дискриминационное требование к кандидату в президенты владеть госязыком, что проверяется через сдачу экзамена специальным комитетом. Для сравнения в Европе от кандидатов требуется только справка о здоровье кандидата.

• Слабое присутствие меньшинств в административном аппарате республики. По информации Госкадровой службы, на начало 2011 года из 16 980 административных госслужащих от общего числа представители кыргызской национальности составляют 91% от общего числа, сотрудники внутренних дел – 92,7%, среди 23 действующих судей 21 кыргыз. Анализ количественного состава депутатов показывает, что 86% из них также представители кыргызской национальности. Наиболее полиэтничен состав депутатов в горкенеше Бишкека.

• Инструменты регулирования конфликтов, их использование и дилетантская эксплуатация. В век информационных технологий сложно переоценить роль СМИ в решении и урегулировании межэтнических конфликтов. Мощный инструмент воздействия на умы людей используется массово, но не всегда с должной толерантностью, которую необходимо соблюдать при освещении подобных тем. Иначе говоря, межнациональные конфликты часто используются как способ обретения власти над умами людей. Приведу лишь несколько примеров некорректной работы отечественных журналистов.

Есть примеры по-настоящему профессиональных статей, однако нельзя не отметить явный недостаток внимания властей к проблеме некорректного обращения журналистов с пером.

Последние события, связанные с арестом журналиста Владимира Фарафонова, можно интерпретировать как должную реакцию на его деятельность. Однако на фоне отсутствия каких-либо действий в отношении других журналистов, пишущих и на кыргызском языке в том числе, это выглядит, скорее, как публичная порка для галочки, а "герой" становится именно героем в глазах своих почитателей.

Сила многоязычия страны

Ввиду исторического развития республики, Кыргызстан имеет еще одно несомненное преимущество и мощный инструмент в борьбе против межэтнических конфликтов. По данным переписи 2009 года, самыми распространенными языками в республике считаются кыргызский, русский и узбекский. 59,4% населения Кыргызстана в возрасте от 15 лет и старше владеют двумя и более языками. Только 10,2% населения в возрасте от 14 лет и старше указали кыргызский в качестве второго языка, которым свободно владеют.

На русский язык как второй указали почти 95% взрослых кыргызов, 94,5% дунган. В качестве второго из других языков упоминался английский, на котором свободно говорят 1,2% всего взрослого населения страны. Среди этой группы граждан 49,3% - русские, 32,8% - кыргызы, 3,4% - узбеки и 2,6% - корейцы.

Нет смысла в очередной раз говорить о том, что у страны нет возможности ограничивать себя только кыргызским языком. Русский и английский языки необходимы как инструмент развития экономических и политических связей. Однако политика развития этих языков на данный момент далеко не блещет. Английский язык развивается стихийно. В регионах ему не отдают должного внимания, русский язык также вымирает в регионах, не давая конкурентной возможности на рынке труда тамошней молодежи, кыргызский язык до сих пор преподается в школах и вузах как и 15 лет назад и, соответственно, не дает должного эффекта.

Кстати, эксперты центра "Полис Азия" Павел Дятленко и Асель Мурзакулова рекомендуют использовать этническое и культурное многообразие как ресурс развития. Исследователи ссылаются на опыт успешных стран, где правительство использовало многоязычие населения для развития общества и экономики. Например, в Сингапуре официальный статус имеют четыре языка: английский, китайский, малайский и хинди. В сочетании с рядом других факторов такая продуманная и прагматичная языковая политика быстро привела к сингапурскому экономическому чуду. Наиболее востребован английский язык, а госструктуры ведут делопроизводство на всех четырех языках.

Другой пример Израиль, где в качестве официальных языков используются иврит и арабский язык. Во время выборов каждый израильский гражданин имеет возможность выбора языка, на котором он будет голосовать. Бюллетени для выборов печатают еще и на русском.

Ввиду всех вышеизложенных проблем становится очевидным, что стране необходима комплексная мощнейшая программа по управлению этносами и направлению их сил и потенциала в нужное мирное русло. Комплексный инструментальный подход состоит в сочетании конкретных мер, инструментов регулирующего воздействия на межэтнический конфликт. Среди них этноконфликтологи выделяют тактические, оперативные и стратегические решения.

Тактические решения направлены на регулирование конфликтов путем силового, в том числе и экономического давления на его участников или посредством налаживания переговорного процесса. Оперативные решения связаны с разовыми действиями, направленными на ограничение разрастания конфликтов или на устранение последствий конфликтов (обустройство беженцев, восстановление коммуникаций, наказание организаторов погромов и т. п.). Стратегические решения ориентированы на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психологических уровней безболезненного решения проблем.

Но сравнивая всю вышеизложенную теорию с сегодняшними реалиями, происходящими в стране, она невольно кажется утопичной. Однако первые потуги нашего правительства уже есть, ибо нельзя не обратить внимания на усугубляющуюся ситуацию. Достаточно продуктивен впервые примененный опыт формирования партийных списков с учетом этнических, гендерных и возрастных квот. Была подготовлена официальная концепция этнической политики и консолидации общества и альтернативная - от партии "Ата–Журт". Однако, опираясь на прошлый опыт, сложно ожидать эффективной политической деятельности.

Именно поэтому хочется пожелать каждому жителю Кыргызстана благоразумия терпения и ответственности за все поступки и слова…


Сообщи свою новость:     Telegram    Whatsapp



НАВЕРХ  
НАЗАД