"Дордой": место под солнцем

Крупнейший в Центральной Азии рынок "Дордой" переживает не лучшие времена. Реэкспорт ограничен процедурами Таможенного союза. В основном продолжается розничная торговля. Но смена правил заставляет людей беспокоиться и всерьез думать о завтрашнем дне.

О разочарованиях - оптом

Когда корреспонденты "ВБ" приехали на рынок, Дамира Долоталиева, председатель ЦК профсоюза работников торговли и других форм предпринимательства, председатель профсоюза ТРК "Дордой", как раз закончила встречу с предпринимателями, приехавшими с Кара-Суйского рынка. Крупнейший оптовый базар на юге страны покупает товар на том же "Дордое".

По ее словам, реалии сегодняшнего дня таковы, что на рынке, который занимает десятое место в мире, 80% торговцев набрали товар, сидят в контейнерах и не могут вывезти его в страны ТС.

"Мы находимся в своего рода экономической блокаде. Понятно, почему закрыли границы: наш товар, привезенный из Турции, Китая, ОАЭ, в три раза дешевле, нежели в Казахстане. К нам ездили казахи, узбеки, таджики, потому что можно купить все: от обуви до головных уборов из любых стран. И "Дордой" продолжает работать потому, что есть товар не только из КНР, но и из Пакистана, Турции, Кореи, Таиланда. Даже из Сирии? Оттуда есть предприниматель, который завозит летнюю обувь и работает по телефону, несмотря на военные действия. Этому способствовало наше членство в ВТО. За долгие годы работы наши предприниматели первыми получили монопольное право завоза товара с отдельных фабрик за рубежом. Мы научили китайцев шить одежду по лекалам для нашего потребителя", - рассказала Долоталиева.

Кстати, когда она сама в первый раз в 1995 году полетела в Китай, то, к примеру, мужские рубашки не соответствовали привычным для нас размерам. Китайским технологам советовали, какие размеры и расцветки изделий предпочтительны для разных регионов КР, а какие желательны для российского потребителя.

Шайр Шамшиева более 13 лет торгует на "Дордое" в оптовом ряду, растянувшемся параллельно центральному проходу с левой стороны, прозванном горожанами между собой "китайским". Она надеется, что в ближайшее время откроются границы с Казахстаном, и торговцы из соседней страны, как прежде, станут приезжать за ее дешевым товаром - женской одеждой.

"Сейчас оборот упал так, что нет даже 10% от прошлогоднего уровня, - посетовала женщина. - Весь товар стоит, немного в розницу продаем. Оптом закупали приезжие предприниматели из России, Казахстана, Таджикистана, поскольку цены у нас ниже, даже из Астаны приезжали. Я против вступления Кыргызстана в ТС. Если будет подорожание электроэнергии, не знаю как будем жить. Если цены будут одинаковые, то никто не будет к нам приезжать. Но и если не вступим, еще хуже будет. Тогда цены в 20-кратном размере повысятся..."

Елена Кадыркулова раньше была домохозяйкой, а ее супруг – военнослужащий.

Но жизнь заставила ее семью искать дополнительные источники заработка, поскольку пенсия военного не позволяла жить в достатке. 10 лет назад они стали завозить женские брюки из Китая. Основной сбыт приходился на Казахстан и крупные российские города, такие как Москва, Свердловск, Казань, Оренбург, Новосибирск. Но с начала года торговля упала на 90%. Клиентов отпугнули сложности на таможне с провозом товара.

"Хотя торговля практически стоит, но каждое утро все торговцы по-прежнему приходят на рынок, открывают контейнеры с надеждой хоть что-то продать. Продаем мизер, по сравнению с прежними объемами, а при этом надо платить аренду за торговое место, земельный налог, патент. Мы все законопослушные граждане", - заметила собеседница.

В том же ряду около 10 лет товаром из Турции торгует Жениш Аширалиев - бывший врач-стоматолог.

"Почти шесть месяцев ничего не завозим, не можем продать то, что скопилось на складах. Все, что закупается небольшим оптом, уходит на местные рынки: в Ош, Кара-Суу, Нарын. У нас были ожидания в течение трех лет, что правительство поможет улучшить ситуацию, но помощи предпринимателям никакой нет. Вот мы стоим в самом популярном когда-то ряду, но появились пустующие контейнеры, которые никто не берет в субаренду. Благодаря усилиям профсоюза, расценки за аренду снизились наполовину - 70%, но ситуация остается сложной", - поделился он.

По словам предпринимателя, большая часть торговцев-оптовиков выступает за вступление Кыргызстана в ТС, но их беспокоит, что правительство мало дает информации о том, что их ожидает.

"В газетах все грамотно пишут, но нам надо простым и понятным языком дать расклад. У людей есть сомнения, поскольку доверяются разного рода слухам. Никто точно не может сказать, что нас ожидает после вступления в этот союз. На днях по радио передавали в прямом эфире парламентские слушания о плюсах и минусах вступления в ТС. Там много было информации, которую скрывают от народа. Люди в ужасе, а этого не говорят", - отметил Аширалиев.

Торгующая 20 с лишним лет товаром из Индии Наталья Андрияш посетовала, что хотя все время торговали в розницу, покупателей стало меньше, поскольку появилась внутренняя конкуренция: те, кто ранее торговал только оптом, теперь сами пытаются продать товар, как получится.

"На встрече с представителями правительства я задавала вопрос: планируете ли открывать рабочие места? Столько молодежи заканчивают вузы, и все идут торговать на базар. Но ответ был: "В ближайшее время не планируем". Мне жалко молодых людей. Я уже пенсионерка, родилась в Кыргызстане, выросла, отучилась работала в советское время в институте, а после распада СССР стали сокращать сотрудников и пришлось выживать торговлей. У меня нет вопроса о вступлении в Таможенный союз, я "за". Хочу, чтобы страна процветала. Не знаю, будет ли лучше, но то, что будет хуже, если мы не вступим, это однозначно", - выразила уверенность респондент.

Надежды лейбла "Сделано в Кыргызстане"

Асель Карабаева, председатель профсоюза рынка "Алкан Базары", рассказала, что в южной части оптового рынка в просторных рядах и одинаково окрашенных в серый цвет контейнерах разместились представители местного производства одежды, как они называют самопошива.

В отличие от старого "Дордоя" на "Алкане" просторнее, тут покупатель ходит как по городку, где у каждой улицы-прохода, вымощенной брусчаткой, есть свое название.

Вещи, сшитые отечественными производителем, стали намного лучше по качеству, чем они были несколько лет назад. Многие горожане покупают тут мужские костюмы, пальто, плащи хорошего качества и по приемлемой цене.

Чинара Алтышева имеет небольшой цех, где зимой шьют шубы и шапки, а летом – платья и сарафаны. Малый бизнес чутко реагирует на покупательский спрос, следит за последними трендами, улучшает качество пошива и своих клиентов привлекают только этим.

"У нас закупались оптовики из Москвы, Екатеринбурга, недавно появились торговцы с Украины, – рассказала Чинара. - Но сейчас вывоз товара на экспорт - больной вопрос. Товар не идет, а нам надо и ткани покупать, и зарплату выдавать сотрудникам.

Ольга Саматова, торгующая мужскими костюмами, подтвердила, что даже если приезжают партнеры из Казахстана, вывезти ничего не могут. Если раньше заказывали тысячами штук, то сейчас покупают по 40-50, поэтому, в основном, идет розничная торговля.

Галина Шадымова пожаловалась на безобразие на кыргызско-казахской таможне. По ее словам, оптовики "рыдают навзрыд", рассказывая о тех издевательствах, с которыми им приходится сталкиваться при пресечении границы.

"Пусть руководители двух стран приедут на пост, постоят там недельку, посмотрят со стороны, каково отношение сотрудников служб к людям: как баранов погоняют, издеваются, взятки берут и никакой защиты человека. К нам приезжают из Алматы гости на своей машине, которые никакого отношения к торговле не имеют, но и они сталкиваются с беспределом. Что за отношение к народу, который их кормит?" – возмущалась предпринимательница.


Сообщи свою новость:     Telegram    Whatsapp



Комментарии
007
28.05.2014, 16:16

Будущее , по-любому за Таможенным союзом! не думаю что от вступления у нас станет хуже чем сейчас! а на Дордое как была торговля , так и будет

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Манас
28.05.2014, 16:20

Другими словами- кончилась халява

+1
Цитировать
Жалоба модератору
758
28.05.2014, 17:26

Дордой сам не хотел в ТС вот сейчас и страдайте !! Если бы раньше вступили в ТС такого беспредела на границе не было и товар бы уходил в страны ТС свободно и в любых количествах без взимания таможенных пошлин и сборов.

-1
Цитировать
Жалоба модератору
758 му
28.05.2014, 17:36

Не Дордой решает вступать в ТС или нет!

-1
Цитировать
Жалоба модератору
Лала
28.05.2014, 18:02

Правильно!Не Дордою(который между прочим занимает 10 место в списке крупнейших базаров мира,который кормит столько семей и дает работу стольким людям,рынок,годовой оборот,которого составляет миллиарды долларов) РЕШАТЬ!!Так и живем.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
ЖиКа
28.05.2014, 18:13

зачем нашей стране вступать в ТС , когда она во ВТО!!!??? Для того, чтобы покупать продукции низкого качества РФ, чтобы молоко стоил 100с., хлеб 50с, а зар.плата оставалась 10 000 сом? и в итоге потерять независимость, эдак, лет чз 50(в лучшем случаи)

Продажные наши чиновники, вот корень зла горе народа! Дайте работать молодым.

На тот свет никто ничего не забирал.

Ругала и буду ругать власть,за неумение, не хотение трудиться ради,для своего народа.

-1
Цитировать
Жалоба модератору
Я
28.05.2014, 21:05

Конечно, из-за этого Дордоя, теперь в Таможенный Союз вступать КР?! Ничто не вечно, время Дордоя прошло!!! И без ТС дордоевцам хорошо живется... У них у всех по 2-3 квартиры (элитки). А в ТС вступит Кыргызстан так будет страдать весь народ.

Кстати, сегодня разговаривала с кыргызами из Тараза, работающими на базаре, сказали провозят товары также через границу только в 2 раза больше платят и не в кассу, а по "черному" т.е. в карманы таможенников казахских...

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Я
28.05.2014, 21:08

Вообще, не понимаю зачем люди (имею ввиду горожан) ездят на этот Дордой! В городе в магазинах и то цены дешевле на более приличную одежду!! На Дордое, в последнее время, наоборот все дороже чем в магазинах + толкотня, пыль, жара и не самое вежливое обслуживание!!

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Патриотка
28.05.2014, 21:46

Я

Вообще, не понимаю зачем люди (имею ввиду горожан) ездят на этот Дордой! В городе в магазинах и то цены дешевле на более приличную одежду!! На Дордое, в последнее время, наоборот все дороже чем в магазинах + толкотня, пыль, жара и не самое вежливое обслуживание!!

Верно,в бутиках товар дешевле и продавцы учтивые,а дордоевцы -смотрят свысока,как будто у них в долг,что-то берешь.Не все коту масленица.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Кордай
28.05.2014, 22:03

На Кордае пограничники и таможенники понимают, что это их последний год когда можно отжать, вот и закручивают гайки чтобы по максимуму снять капусту. После вступления в ТС они все потеряют работу и источники обогащения

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Матвей
28.05.2014, 22:06

С вступлением в ТС кыргызско-китайскую границу закроют. Цены на ввоз товаров из Китая сравняются что в КЗ, что в РФ, что в КГ.

Единственный вариант выйграть от вступления в ТС это добиваться пониженных ставок для Кыргызстана. Как примерно в Беларуси ставки на ввоз некоторых товаров ниже. Тогда народ сможет и бизнес развивать и производство. Если наше правительство не добьется таких привелегий будет плохо. Толку от Дордоя будет никакого. Бизнесу в таком случае будет выгоднее напрямую с Китая завести товар со всеми таможенными проволочками нежели покупать у посредника(на Дордое). Вот мое имхо.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Sin
28.05.2014, 23:00

я считаю, что работавшие на дордое предпринематели, те кто, как правильно написано малый бизнес чуток к спросу, должны были давно адаптироваться и не плакать, что там купил здесь продал и в шоколаде, да еще и в больших объемах.

Где созданная добавленная стоимость?

Она в транспортировке, так многие давно уже пооткрывали транспортные компании, таможенных брокеров, склады в конце концов.

Раз китайцев учили, научите теперь своих не только шить. Но и правильно, официально вести документооборот. А то звонишь, сразу в ответ, работаем без документов.

а еще сертификация и тд.

Разверните сценарий, нет ТС. Для нас все официально надо работать. все пошлины и налоги заплати. Товар произведенный в КР покупает кто.

Зеленый базар в Алматы, кто окупировал?

кто будет покупать тряпки, которые сшиты, кто будет покупать сельхоз продукцию?

одно только золото уходит в другом направлении. Но даже золото падает в цене сегодя его цена 1255$ за унцию. а бюджетная цена 1300$. опять как в прошлом году будет недобрали налогов и сборов.

с другой стороны, бензин и газ мы получаем без экспортной пошлины. а Если введут. взвоем?! Камбаратинская ГЭС на 75% до окупаемости принадлежит Интер-РАО.

по сахару у нас кто монополист?!

Да с правилами жить дороже, но это должно уменьшить обогощение ответственных служащих за счет недобора сборов в бюджет!

В России давно работают с Китаем. А с заключением контракта Газпрома с китайской CNPC на 400 млрд $. Связи будут еще тесней.

забудьте про реэкспорт. вон люди теплиц понастроили, соки прямого отжима делают. наконец фасоль вон как экспортируют. Туризм! просто он в тени. Повышать сервис.

Рыбные хозяйства. Вроде осетровых тож оч прибыльно. Только все это проекты которые отбиваются не за 30 дней как привыкли предпринематели дордоя.

Научились же швейные цеха запускать. шить умеем. Раньше хлопок производили. ткани. вот надо весь цикл в стране восстанавливать.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
идиотас вы все
29.05.2014, 00:12

Я

Вообще, не понимаю зачем люди (имею ввиду горожан) ездят на этот Дордой! В городе в магазинах и то цены дешевле на более приличную одежду!! На Дордое, в последнее время, наоборот все дороже чем в магазинах + толкотня, пыль, жара и не самое вежливое обслуживание!!

товары в бутиках с Марса везут ? все что бутиках поступает от того ж Дордоя, ибо грузы туда везут товар из Китая, Турции ... ну а если итальяно-немецкое качество - то за него нужно платить немало, что не все горожане могут се позволит

0
Цитировать
Жалоба модератору
т с ни кчему
29.05.2014, 01:37

издевательство казазский стороны безпридел ск можно терпет

0
Цитировать
Жалоба модератору
Антон
29.05.2014, 02:36

Кыргызстан был членом Евразэс (или как он там назывался экономический союз СНГ) и имел низкие (почти нулевые) таможенные пошлины при ввозе в страны СНГ: Россия Казахстан и пр. Т.е. с ввозимых из Кыргызстана в РФ товаров произведенных в КР пошлина взималась символическая в отличии от Китайских.

С другой стороны Кыргызстан как член ВТО имел низкие пошлины с Китаем. В отличии от России и Казахстана где за ввоз 1 кг китайских носков надо было заплатить помимо всех сборов еще 3 $ пошлины...

Вот и получается что через Кыргызстан из Китая потянулся беспошлинный товар в Россию и Казахстан.

Было хорошо: покупаешь или производишь в Китае где дешевая ткань или покупаешь дешевую китайскую ткань и из нее шьешь и отправляешь в Россию.

Но теперь таможенный союз поднимает вопрос об упразднении всех пошлинных льгот для тех стран кто не входит в ТС. т.е. кончилась лафа.

Иными словами хочешь льгот при ввозе в РФ и Казахстан - вступай в ТС. Не хочешь - ввози по тем же правилам что и остальные страны ввозят. Но если КР приравнять с Китаем откуда будет выгоднее возить товар?

Для производителей местных из местного сырья (кто не сильно завязан на сырье из Китая) - будет лучше вступить в ТС. Для перекупщиков из Китая и пр. - хуже.

Я слышу очень много политического шума вокруг вступления в ТС. Реальность проще: Россия и Казахстан отменяют Кыргызстану все льготы по ввозу товара приравнивая Кыргызстан к Китаю и остальным странам. Все. Если хотим что-то продавать в эти страны нужно вступать в ТС. Если не вступать - то, да - цены будут прежними какое-то время, потом поползут вверх из-за высокой цены на ГСМ. Но откуда взять денег, если основной локомотив экономики самопошив и торговля с РФ и РК? Просто денег у всех станет меньше. И налогов собирать будут меньше. Значит бюджетных зарплат и пенсий будет меньше. И спрос упадет еще ниже. Будут постепенно исчезать рабочие места в самопошиве и в торговле, за ними потянутся строительный сектор, развлечения, общепит и пр.

Народ потечет в Россию и Казахстан на заработки. А там постарается получить гражданство чтобы не было проблем с работой и была пенсия и в больнице лечили и детей устроить в школу... Вот такая ждет независимость. А крикуны против вступления в ТС т.к. "это помешает независимости" останутся. Они кормятся по большей части на международные гранты для НПО, которых меньше не станет. Только достаются они не всем.

0
Цитировать
Жалоба модератору
29.05.2014, 03:07
Карма: +32
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 66
Минусов: 34
Комментариев: 73

Матвей

С вступлением в ТС кыргызско-китайскую границу закроют. Цены на ввоз товаров из Китая сравняются что в КЗ, что в РФ, что в КГ.

Единственный вариант выйграть от вступления в ТС это добиваться пониженных ставок для Кыргызстана. Как примерно в Беларуси ставки на ввоз некоторых товаров ниже. Тогда народ сможет и бизнес развивать и производство. Если наше правительство не добьется таких привелегий будет плохо. Толку от Дордоя будет никакого. Бизнесу в таком случае будет выгоднее напрямую с Китая завести товар со всеми таможенными проволочками нежели покупать у посредника(на Дордое). Вот мое имхо.

В Белорусии ставки ниже только на те товары которые они ввозят,так сказать для "внутреннего пользования",например автомобили,а если,что-то,из этих "льготнорасстаможенных" товаров дальше в Россию продавать,то таможенная ставка уже по "полной программе".Белоруссы в курсе этого и поэтому развивают свое производство,а вот уже свой продукт в РФ и Казахстан идет беспошлинно.Так,что дордою как "центру реэкспорта" в любом случае конец,вне ТС закрытые границы, с ТС таможенные ставки на ввоз как у РФ и РК,то есть "халява" "купил-продал",так и так закнчивается.

0
Цитировать
Жалоба модератору
Аноним
29.05.2014, 09:32

Манас

Другими словами- кончилась халява

+100000

0
Цитировать
Жалоба модератору
Аноним
29.05.2014, 09:40

Сергей Ко

Матвей

С вступлением в ТС кыргызско-китайскую границу закроют. Цены на ввоз товаров из Китая сравняются что в КЗ, что в РФ, что в КГ.

Единственный вариант выйграть от вступления в ТС это добиваться пониженных ставок для Кыргызстана. Как примерно в Беларуси ставки на ввоз некоторых товаров ниже. Тогда народ сможет и бизнес развивать и производство. Если наше правительство не добьется таких привелегий будет плохо. Толку от Дордоя будет никакого. Бизнесу в таком случае будет выгоднее напрямую с Китая завести товар со всеми таможенными проволочками нежели покупать у посредника(на Дордое). Вот мое имхо.

В Белорусии ставки ниже только на те товары которые они ввозят,так сказать для "внутреннего пользования",например автомобили,а если,что-то,из этих "льготнорасстаможенных" товаров дальше в Россию продавать,то таможенная ставка уже по "полной программе".Белоруссы в курсе этого и поэтому развивают свое производство,а вот уже свой продукт в РФ и Казахстан идет беспошлинно.Так,что дордою как "центру реэкспорта" в любом случае конец,вне ТС закрытые границы, с ТС таможенные ставки на ввоз как у РФ и РК,то есть "халява" "купил-продал",так и так закнчивается.

+100000000000000

0
Цитировать
Жалоба модератору
Аноним
29.05.2014, 09:49

Одним словом время Дордоя закончилось. Не всё же время вам кататься в масле.понимаю что работа ваша совсем не из легких, но побудьте в шкуре бюджетников. Вам полезно. У нас живут хорошо Дордойские и чиновники. Одни воруют другие имеют на "спекуляции"-причем неплохо имеют. Пора менять свои крузаки и гелики на транспорт попроще. Может наконец таки уедут "югославы" к себе домой...........

0
Цитировать
Жалоба модератору
Саймон
29.05.2014, 13:42

Аноним

Одним словом время Дордоя закончилось. Не всё же время вам кататься в масле.понимаю что работа ваша совсем не из легких, но побудьте в шкуре бюджетников. Вам полезно. У нас живут хорошо Дордойские и чиновники. Одни воруют другие имеют на "спекуляции"-причем неплохо имеют. Пора менять свои крузаки и гелики на транспорт попроще. Может наконец таки уедут "югославы" к себе домой...........

"югославцы" думаю 50% покинут столицу и ее пределы... А остальные это те, кто ни за что не покинет столичный регион.

0
Цитировать
Жалоба модератору
анониму
30.05.2014, 11:48

зависть это плохо.кто тебе мешает стать чиновником или торгашом.если нет жилки не ищи крайнего.

0
Цитировать
Жалоба модератору
911
02.06.2014, 17:24

Все уже в прошлом, пора уже сегодня думать как будем жить дальше. Совершенно верно говорит Sin, надо уже работать головой и руками, значит время пришло. Конечно было не так легко дордоевцам, но тем не менее "купи -продай" проще и легче чем выращивать овощи, скотину или разводить рыбу, заниматься производством, и выхлоп хороший. Но времена меняются, и нам надо меняться. Как ни крути, но мы зависимы от соседей.

0
Цитировать
Жалоба модератору
Комментарии от анонимных пользователей появляются на сайте только после проверки модератором. Если вы хотите, чтобы ваш комментарий был опубликован сразу, то авторизуйтесь
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе "встретиться, чтобы поговорить"
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать комментарии в транслите
  • выделять комментарии заглавным шрифтом
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова "ВБ", "Вечерний Бишкек", "Вечерка" и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-редакции
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД