Slon.ru: Почему самая бедная страна СНГ отказалась от американских благ

Дипломатическая перепалка между Бишкеком и Вашингтоном, завязавшаяся из-за награждения осужденного в Кыргызстане правозащитника, продолжается. После того как кыргызские власти пригрозили разорвать соглашение о сотрудничестве с США, американское посольство заявило, что это поставит под угрозу программы помощи, касающиеся развития местной экономики и создания рабочих мест, улучшению системы образования и развития демократи, пишет автор Slon.ru Михаил Тищенко.

Соглашение, от которого КР решила отказаться, было заключено еще в начале 1990-х годов. Цель состояла в том, чтобы облегчить предоставление республике помощи (гуманитарной, экономической и технической) со стороны США. Договор предусматривал, что гуманитарная помощь, поступающая в КР, освобождается от налогов, транспорт, которым ее доставляют, – от разного рода сборов, а американцы, работающие в КР по этим программам, получают особый статус.

Отказ от соглашения, очевидно, повредит самой же КР. В самой республике этого, в общем-то, не отрицают. "От денонсации соглашения с США хуже будет только Кыргызстану, – рассуждает депутат парламента Омурбек Абдырахманов. – Получается – куплю билет и, назло кондуктору, пойду пешком".

Тем не менее в Бишкеке, похоже, готовы нести потери. Ради чего? Демонстративная готовность отказаться от помощи из США в целом соответствует курсу на сближение с Россией, которому кыргызские власти следуют в последнее время. Это проявляется не только в формальном вхождении в Евразийский экономический союз, но также в определенной степени в идеологии и внутренней политике. К примеру, в законопроектах об "иностранных агентах" и запрете гей-пропаганды, подобных тем, что раньше были приняты в РФ.

Реакцию кыргызских властей на награждение правозащитника – этнического узбека Азимжана Аскарова, приговоренного к пожизненному заключению по сомнительным обвинениям в причастности к межэтническим столкновениям 2010 года, – можно считать сигналом того, что они готовы дистанцироваться от США еще больше. Сама премия, которую Аскарову присудил Госдепартамент США, выглядит скорее как повод, а не причина для этого.

О полном развороте в сторону Москвы речь, впрочем, не идет. От попыток выстраивать многовекторную политику власти КР, к слову, наряду с Таджикистаном одной из беднейших республик постсоветского пространства (если руководствоваться, к примеру, оценками МВФ с расчетами ВВП на душу населения), не отказываются. Можно вспомнить, к примеру, европейское турне президента республики Алмаза Атамбаева, когда он, общаясь с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, воздержался от того, чтобы открыто встать на сторону России (или Запада) в вопросе о статусе Крыма. С одной стороны, он признал, что с проведенным там референдумом приходится считаться, с другой – оговорился, что КР привержена принципу территориальной целостности.

В Бишкеке в то же время звучат опасения, что представители США, недовольные потерей влияния в КР, могут попытаться устроить там очередной "майдан". Конспирологические теории такого рода обсуждались еще в начале 2015 года, когда стало известно, что временным послом в Бишкек будет направлен Ричард Майлз, работавший в Грузии в период "революции роз". Награждение осужденного правозащитника (фактически, как признали в парламенте КР, это стало выражением недоверия судебной системе республики) придало им новый импульс.

По мнению политолога Марса Сариева, демарш кыргызского руководства объясняется тем, что оно располагает информацией о неких планах по дестабилизации обстановки в стране, к которым якобы имеют отношение США. В дальнейшем, как он считает, давление на республику со стороны Запада будет только возрастать.

От России КР получает существенную помощь – на нужды армии (по соглашениям 2012 года республика должна получить военно-техническую помощь на $1 млрд), питание в школах (за последние три года Россия выделила на эти цели около $13 млн), модернизацию таможенных пунктов (о выделении $200 млн на эти цели Россия и КР договорились весной 2015 года), адаптацию к ЕАЭС (на это республике выделят около миллиарда долларов) и прочее. В Бишкеке, вероятно, рассчитывают на то, что это компенсирует потери от охлаждения отношений с Соединенными Штатами.

В целом финансовую поддержку КР получает из различных источников. В 2015 году ее объем, как ожидают в Бишкеке, составит около $820 млн. Основными донорами при этом должны стать международные финансовые организации: Азиатский банк развития, Всемирный банк, Исламский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Немецкий банк развития и Антикризисный фонд ЕАБР. Средства среди прочего пойдут на поддержку бюджета, годовой дефицит которого, по уточненным данным, составит около 25 млрд сомов, или около 5,7% ВВП (примерно на 10 млрд сомов больше показателя, утвержденного ранее).

Что касается помощи со стороны США, то ее объем с начала 1990-х годов составил около $2 млрд. Значительная ее часть, по данным посольства, предоставлялась в рамках соглашения, от которого КР теперь собирается отказаться.

Потенциальные потери КР оценить сложно: разрыв договора сам по себе не лишит республику американской поддержки, но осложнит ее получение. При этом только по линии Агентства США по международному развитию (USAID) там действуют десятки программ на сотни миллионов долларов.

Текущими проектами предусмотрено, к примеру, выделение $5 млн на развитие Американского университета в Центральной Азии, около $6,6 млн – на поддержку обучения в начальных классах кыргызских школ, примерно столько же – на укрепление судебной системы, еще около $7 млн – на содействие парламенту. Около $28 млн планируется потратить на совершенствование системы управления, по $22 млн – на помощь фермерам и поддержку местной энергетики, еще около $20 млн – на развитие бизнеса. Примерно по $15 млн планировалось выделить на поддержку системы здравоохранения и различные программы по укреплению демократии.

В Бишкеке, впрочем, уже смягчили тон. Глава правящей парламентской коалиции, бывший премьер Феликс Кулов заявил 20 июля, что решение о разрыве соглашения с США было преждевременным. Он признал, что кыргызским судам, осудившим правозащитника, по некоторым данным, не доверяет большинство населения страны. Глава коалиции допустил, что "дело Аскарова", вызвавшее интерес Вашингтона, можно было бы отправить на пересмотр, а затем провести еще один судебный процесс с участием международных экспертов.


Сообщи свою новость:     Telegram    Whatsapp



Комментарии
ааьд
22.07.2015, 12:58

эт сариевский амбиция упала ниже плинтуса или наворот прртив народа

-6
Цитировать
Жалоба модератору
Владимир
22.07.2015, 13:09

Они же продажные все шкуры!!!

-5
Цитировать
Жалоба модератору
пво
22.07.2015, 13:15

Кто этими деньгами распоряжался, и кто их получал, и тратил на что заинтересуются соответствующие органы.

Одно понятно: наш менталитет им не понять, например, гей парады в корне не соответствуют менталитету народа Кыргызстана.

С 1993 года не платить налоги - это роскошь. Ну, и хозяина дома - народ,  надо уважать. В любой стране платить налоги - это обязанность каждого.

+8
Цитировать
Жалоба модератору
Добрый
22.07.2015, 13:19

Также говорили и про Американскую базу Ганси в Манасе, что Кыргызстан теряет миллионы. Когда запретили ношки буша ( окорочка из америки ) также говорили что Кыргызстан останется голодным. Ничего, будем менее образованными, чем умными рабами!!!

+8
Цитировать
Жалоба модератору
Местный
22.07.2015, 14:18

Где Россия там проблемы, Нагорный Карабах, Приднестровье, Южная Осетия, Крым, Донбасс, и я не сказал бы что в этих странах теперь все живут в доставке и спокойно.

-9
Цитировать
Патриот
22.07.2015, 14:27

Кыргызстан далеко не Бедная Страна !!!!

Семья имеет по 4-5 крутых машин

В столице около 6 000 тысяч заведении  и везде отдыхает народ

Проведение Свадеб простой Семьи достигает от 20 000 долларов до 200 000 долларов

0
Цитировать
Жалоба модератору
Гокон
22.07.2015, 14:42

Патриот

Кыргызстан далеко не Бедная Страна !!!!

Семья имеет по 4-5 крутых машин

В столице около 6 000 тысяч заведении  и везде отдыхает народ

Проведение Свадеб простой Семьи достигает от 20 000 долларов до 200 000 долларов

Они смотрят не на достаток верхов. Они смотрят на ВВП. Да и вообще ты описал не среднестатистическую кыргызстанскую семью. Сними розовые очки, здес не каждая семья может позволить такое

0
Цитировать
Жалоба модератору
мани
22.07.2015, 15:20

Гокон

Патриот

Кыргызстан далеко не Бедная Страна !!!!

Семья имеет по 4-5 крутых машин

В столице около 6 000 тысяч заведении  и везде отдыхает народ

Проведение Свадеб простой Семьи достигает от 20 000 долларов до 200 000 долларов

Они смотрят не на достаток верхов. Они смотрят на ВВП. Да и вообще ты описал не среднестатистическую кыргызстанскую семью. Сними розовые очки, здес не каждая семья может позволить такое

С голода никто не умирает!Глобально думай америкос!

+2
Цитировать
Жалоба модератору
Патриоту
22.07.2015, 15:23

Кто нибудь спустите этого патриоту с розовых облаков

-2
Цитировать
Жалоба модератору
Токо
22.07.2015, 15:25

Да, очередное странное решение наших властей.Теперь надо ждать ответных мер от американцев.

-6
Цитировать
Жалоба модератору
патриоту
22.07.2015, 15:47

Ну ты и сказанул... ты точно в Кр живешь.

Я вижу другую сторону. Маршрутки (25% соответствуют норме), остальные 75% то форточек нет, то люка. Эти маршрутки забиваются до отказа. А ты в каждой семье по 4-5 машин. Дороги не ремонтируются. А на свадьбу люди берут в долг у родственников или берут кредит на 10-20 т. $ и выплачивают их годами.

Что то подозрение, что ты из параллельной галактики.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
22.07.2015, 16:03
Карма: +32
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 66
Минусов: 34
Комментариев: 73

Местный

Где Россия там проблемы, Нагорный Карабах, Приднестровье, Южная Осетия, Крым, Донбасс, и я не сказал бы что в этих странах теперь все живут в доставке и спокойно.

в Донбасе ,Карабахе РФ пока нет,а вот в Крыму, Южной Осетии,Приднестровье действительно живут спокойно,правда может и не в таком достатке и спокойствии как в Ливии,Египте,Иране,Афганистане,короче ни как в тех странах,которым помогли США.

+8
Цитировать
Жалоба модератору
22.07.2015, 17:01
Карма: +96
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 122
Минусов: 26
Комментариев: 128

Местный

Где Россия там проблемы, Нагорный Карабах, Приднестровье, Южная Осетия, Крым, Донбасс, и я не сказал бы что в этих странах теперь все живут в доставке и спокойно.

Если где Россия проблемы, а где США разруха и трагедия. Вьетнам, Афганистан, Ирак, Сирия, Ливия, Тунис, Египет, Украина, Югославия... этот список можно бесконечно дополнять.

+4
Цитировать
Жалоба модератору
Рысба
22.07.2015, 18:22

Конечно, время все рассудет и поставит все по своим местам. Не знаем, что нас ожидает от этого решения. Единственное, точно знаем, что соседями не стоит ругаться. Как говориться, лучше сосед в близи, чем родня в дали.

А насчет США, наши тоже могли бы наградить типа Сноудена или Бенладена и все!!!

+1
Цитировать
Жалоба модератору
место!
22.07.2015, 19:21

Сариев молодец! Поддерживаю!   

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Местный
22.07.2015, 19:34

А по мне, было бы лучше если Кыргыстан вошел бы в состав РФ. Все ваши доводы, от того будет это плохо или хорошо, не имеют смысла. Кыргыздын досу орус, Американец кыргызга жоо. Иного не дано.  

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Сосед
22.07.2015, 20:14

На счет Сноудена хорошая идея

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Карма: +8
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 30
Минусов: 22
Комментариев: 25

Добрый

Также говорили и про Американскую базу Ганси в Манасе, что Кыргызстан теряет миллионы. Когда запретили ношки буша ( окорочка из америки ) также говорили что Кыргызстан останется голодным. Ничего, будем менее образованными, чем умными рабами!!!

Свои куры очень вкусные и без ГМО

0
Цитировать
Жалоба модератору
Карма: +8
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 30
Минусов: 22
Комментариев: 25

Talant Artelow

Местный

Где Россия там проблемы, Нагорный Карабах, Приднестровье, Южная Осетия, Крым, Донбасс, и я не сказал бы что в этих странах теперь все живут в доставке и спокойно.

Если где Россия проблемы, а где США разруха и трагедия. Вьетнам, Афганистан, Ирак, Сирия, Ливия, Тунис, Египет, Украина, Югославия... этот список можно бесконечно дополнять.

0
Цитировать
Жалоба модератору
Карма: +24
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 32
Минусов: 8
Комментариев: 22

США - держава которая ради вторжения в страну с нефтью, пожертвовала своими гражданами число которых составило 2977 человек погибших и ещё 24 пропали без вести. . . 

Страна которая убивает своих граждан, вы думаете они желают каким то людишкам из стран третьего мира добра?

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Гокон
22.07.2015, 21:12

мани

Гокон

Патриот

Кыргызстан далеко не Бедная Страна !!!!

Семья имеет по 4-5 крутых машин

В столице около 6 000 тысяч заведении  и везде отдыхает народ

Проведение Свадеб простой Семьи достигает от 20 000 долларов до 200 000 долларов

Они смотрят не на достаток верхов. Они смотрят на ВВП. Да и вообще ты описал не среднестатистическую кыргызстанскую семью. Сними розовые очки, здес не каждая семья может позволить такое

С голода никто не умирает!Глобально думай америкос!

Я против янки, я просто говорю о фактах. Думайте головой, когда говорите что Кыргызстан не бедная страна по критериям описанным выше. Он говорит далеко не о 

простой Семьи Это объективная правда, не понимаю почему люди не воспринимают ситуацию как есть. Кыргызстан уже по уровню ВВП стала меньше самой бедной страны постсоветского пространства (Таджикистан).

0
Цитировать
Жалоба модератору
для манкурта !
22.07.2015, 22:52

Местный

А по мне, было бы лучше если Кыргыстан вошел бы в состав РФ. Все ваши доводы, от того будет это плохо или хорошо, не имеют смысла. Кыргыздын досу орус, Американец кыргызга жоо. Иного не дано.  

скажи это там в россии скинхедам !

0
Цитировать
Жалоба модератору
23.07.2015, 17:47
Карма: 0
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 1
Минусов: 1
Комментариев: 1

Прочитав провакационный заголовок, статью не стал даже читать. Продажные проамериканские журналюги ВБ давно себя показали.

0
Цитировать
Жалоба модератору
угорелый париот
23.07.2015, 19:14

После слов ПОЧЕМУ САМАЯ БЕДНАЯ СТРАНА надо было поставить точку

0
Цитировать
Жалоба модератору
1234
23.07.2015, 22:46

для манкурта !

Местный

А по мне, было бы лучше если Кыргыстан вошел бы в состав РФ. Все ваши доводы, от того будет это плохо или хорошо, не имеют смысла. Кыргыздын досу орус, Американец кыргызга жоо. Иного не дано.  

скажи это там в россии скинхедам !

скифов уже давно там нет или они прячутся!! Приезжие их затопили!

0
Цитировать
Жалоба модератору
Кыра
24.07.2015, 10:57

Slon.ru: Почему самая бедная страна СНГ отказалась от американских благ?

Ответ Сариева: Патамушта йа багат, и миня ета никаснется:-)

0
Цитировать
Жалоба модератору
БОМЖИХА
24.07.2015, 15:12

Кыра

Slon.ru: Почему самая бедная страна СНГ отказалась от американских благ?

Ответ Сариева: Патамушта йа багат, и миня ета никаснется:-)

гениально, гениально!

ответ найден!

0
Цитировать
Жалоба модератору
123
24.07.2015, 16:16

Сергей Ко

Местный

Где Россия там проблемы, Нагорный Карабах, Приднестровье, Южная Осетия, Крым, Донбасс, и я не сказал бы что в этих странах теперь все живут в доставке и спокойно.

в Донбасе ,Карабахе РФ пока нет,а вот в Крыму, Южной Осетии,Приднестровье действительно живут спокойно,правда может и не в таком достатке и спокойствии как в Ливии,Египте,Иране,Афганистане,короче ни как в тех странах,которым помогли США.

и нет добрых талибов, милосердной аль-каиды, и толерантного ИГИЛ

0
Цитировать
Жалоба модератору
312
24.07.2015, 18:24

Давайте без эмоций подсчитаем, что реально получил КР от международных доноров и США. Называют цифру 2,0 млрд. Хорошо. Как расходовали: львиную долю в качестве з\п, командировочных ит.д. получили  их же  так называемые эксперты, программы введенные ими FNSAC,   PEASAC развалили с-х-во и индустрию оставшуюся от СССР, часть средств все-таки попала в социалку, а часть просто наши чинуши разворовали. Эфект? Почти  нулевой. Давайте сравним сколько они потратили на Афганистан. Называют цифру 800,0 млрд. Пусть из этой суммы хотя бы 10% пошли бы на созидание страны, мы бы наверное увидели  хоть немного, но  все же другой Афганистан. Наверное дальше что-то говорить не надо, сами знаете.

0
Цитировать
Жалоба модератору
Юг
04.08.2015, 02:52

Чуть дальше Бишкека, особенно в юге нищета и голод. О каких 4-5 машинах говорите?

0
Цитировать
Жалоба модератору
Комментарии от анонимных пользователей появляются на сайте только после проверки модератором. Если вы хотите, чтобы ваш комментарий был опубликован сразу, то авторизуйтесь
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе "встретиться, чтобы поговорить"
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать комментарии в транслите
  • выделять комментарии заглавным шрифтом
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова "ВБ", "Вечерний Бишкек", "Вечерка" и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-редакции
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД