Акылбек Жапаров: В Кыргызстане складывается ситуация для системного кризиса

Экс-министр финансов Акылбек Жапаров в интервью "ВБ" поделился своим видением причин резкого колебания курсов валют и дал свою оценку экономической ситуации в стране.

- С чем связаны такие скачки курсов валют, были ли для этого внутренние предпосылки?

- Главной причиной досрочных выборов президента Казахстана Нурсултана Назарбаева стали экономические составляющие, так как вхождение в ЕАЭС и начало работы в евразийском экономическом пространстве предполагало конкуренцию между рублем и тенге. Очень многие ошибочно считают, что в едином экономическом союзе все мы заживем счастливо. Такого не будет, победит сильнейший - тот, у кого качественный товар по низким ценам. Все это предполагало, что Казахстан так же, как и Россия, попытается ввести плавающий курс своего тенге и откажется от валютных коридоров для того, чтобы поддержать свой экспортный потенциал.

- А при чем здесь Кыргызстан?

- Ситуация в Кыргызстане показывает, что и Национальный банк, и правительство снова "проспали" ситуацию. Скачок нашей валюты в 3-4 сома говорит о том, что свою роль сглаживания резких скачков курса национальной валюты Нацбанк не выполняет, не предпринимает превентивных мер.

Правительство и Нацбанк запаздывают на целый год в предотвращении системного кризиса в экономике. Это связано не только с нашей валютой, но и с рядом факторов. Самый главный – введение эмбарго для России, резкая девальвация рубля, девальвация тенге. Казахстан и Россия – наши основные торговые партнеры. К моему глубокому сожалению, несмотря на создание единого экономического пространства? ни Россия не верит в рубль, ни Казахстан – в тенге. Они продолжают с нами торговать только в долларах. Это очень неоднозначная ситуация. Такая торговля между нашими странами делает нашу экономику очень уязвимой.

В течение 25 лет мы добились того, что 92% товаров импортируем за доллары. Колебания курсов валют России и Казахстана относительно доллара сразу бьет по нам. Мы умудрились импортировать даже продовольствие – 50% поставляется из-за рубежа. Происходит запоздалая реакция из-за того, что не принимаются антикризисные меры – как со стороны правительства, так и Нацбанка.

- Как в данной ситуации должен вести себя Нацбанк?

- Нацбанк с правительством должны проработать программу антикризисных мероприятий. Прежде всего в пополнении недостатка валют, который ощущает сегодня наша экономика. Почти на $1 млрд сократится объем переводов из России. Поток резко уменьшается из-за сокращения заработных плат. Приток валюты должен был быть сбалансирован притоком прямых инвестиций. Объем прямых инвестиций тоже упал относительно прошлого года. В экономике начинает появляться недостаток самой валюты, отток которой можно было компенсировать увеличением экспорта.

Мы экспортируем, к сожалению, только золото, да и то в виде сырья. Можно было бы поставить жесткие условия тем, кто ежегодно не менее 10% золота вывозит из страны в виде готовых изделий. Пока этого тоже не делается. Так мы могли бы увеличить экспортную составляющую.

- Какой самый перспективный сектор в экономике?

- Сельское хозяйство. Оно может резко увеличить наш экспортный потенциал и приток валюты. Я наблюдаю последние два года за действиями Нацбанка. Они видят только один инструментарий – интервенции на рынок. Таким образом они потеряли из золотовалютных резервов нашей страны порядка $500-600 млн. Они пытаются только монетарными факторами сдерживать инфляцию и стабилизировать курс сома. Эта политика дала сбой. За доллар уже дают 65 сомов, а золотовалютных резервов нет. Именно от этого отказался Казахстан, он не стал "сжигать" золотовалютные резервы. Казахстан девальвировал тенге, но при этом защищает своих граждан. Почему наше правительство не делает этого, для меня большая загадка.

Сегодня 1 млн 800 тыс. вкладчиков Казахстана имеют вклады в национальной валюте. Правительство дает компенсацию таким вкладчикам при скачке курса валюты. То есть, если в течение года люди не снимут свои вклады в тенге, то скачок валюты будет компенсирован. Соответственно граждане спокойны, в тенге вклады резко увеличиваются и в долларах они ничего не теряют. Вот что такое защита национальных интересов и собственных граждан.

- На ком в большей степени отразились эти скачки курсов валют?

- У нас происходят скачки, на которых зарабатывают бизнесмены, особенно в финансовом секторе – банки и обменки. Это те, кто обладает информацией о скачках и понижении. Народ же при этом держит вклады в сомах в наших банках и в итоге остается в дураках. Думаю, что постепенно в Кыргызстане складывается ситуация для системного кризиса, поскольку многие сектора экономики, которые были ее двигателями – торговля, сфера услуг, строительство – идут на спад, а не дают роста ВВП. Вхождение в ЕАЭС лишает многих работы в сфере торговли, а новых рабочих мест не создается. Эта проблематика сегодня умалчивается правительством, диагноз правильный не ставится, а соответственно и лечения нет.

- С учетом того, что мы уже в ЕАЭС, есть ли возможность у Кыргызстана выработать самостоятельную финансовую политику или мы вынуждены идти по пути Казахстана и России?

- Есть возможность регулирования экономики. Это макроэкономический инструментарий. К сожалению, мы одного инструмента лишились – внешней торговли. Таможенная политика полностью ушла из Кыргызстана. Остался один инструментарий – налогово-бюджетная политика. Второй год я предлагаю правительству снизить НДС до нуля со всеми странами-членами ВТО и, в первую очередь, с Китаем. Если ставка НДС обнулится, мы сохраним товарные потоки из Китая. Даже несмотря на то, что увеличиваем пошлины в среднем на 5-6%, растаможка увеличивается не по весу, а по стоимости. Эти условия были бы конкурентоспособными и наши рынки продолжали бы жить. Но этого не делают.

- То есть сегодня наше правительство слепо идет за Казахстаном и Россией, не думая о самостоятельности?

- Оно даже по их пути не идет. Уже в декабре этого года правительство России приняло пакет антикризисных мероприятий. Правительство Казахстана также зимой приняло эти меры. В ноябре – Беларусь. Наше правительство даже этого не сделало, оно просто ждет. Чего? Пока не понятно.

Происходит резкий обвал сома, пожар на ходу пытается погасить Нацбанк, а правительство при этом спокойно сидит. Я не понимаю, как в этой тревожной макроэкономической ситуации кабинет министров может увеличивать дефицит бюджета, то есть расходную часть. Сегодня этот дефицит достигает 22 млрд сомов.

Наше правительство в декабре получило первые $100 млн Российско-кыргызского фонда развития. До сегодняшнего дня ни тыйына не истрачено, ни один проект для увеличения экспортного потенциала не запущен. Парламент занят предвыборным марафоном, президент дал карт-бланш премьер-министру Темиру Сариеву, а воз и ныне там. Деньги, которые пришли для поддержания экономики в такой трудный момент просто лежат, а расходы увеличиваются.

- Если правительство не пересмотрит свою линию, чем это чревато? До выборов в Жогорку Кенеш курс сома будут удерживать любыми способами, но чего нам ждать после?

- Если правительство не выйдет к народу, экономике и бизнесу, не объяснит свои действия по спасению (а говорить сейчас можно уже только о спасении экономики нашей страны), то зима и весна следующего года будут для Кыргызстана очень тяжелыми. Сом может обрушиться, преодолеть отметку в 70-80 сомов за доллар, так как резервов недостаточно. Тогда страну ждут вновь социальные и политические потрясения. Это очередные народные волнения, чего бы очень не хотелось.


Сообщи свою новость:     Telegram    Whatsapp

Комментарии
Дмитрий
22.08.2015, 09:33

Грустный прогноз, но объективный. У меня тоже сложилось ощущение, что те кто сегодня у руля больше заняты выборами, желанием посидеть во власти еще. Кто думает об экономики и о завтрашнем дне? 

+6
Цитировать
Жалоба модератору
Август
22.08.2015, 09:33

Обьявился еще один крупный ВОР! В Таласе тебе мало было?!

-2
Цитировать
Жалоба модератору
кинчана
22.08.2015, 09:44

Нда. Перспектив че то не видно.

+2
Цитировать
Жалоба модератору
двоечник
22.08.2015, 10:24

Да всеровно Кыргызстан не может сделать погоду по курсу доллара.

0
Цитировать
Жалоба модератору
Омурбек
22.08.2015, 11:23

Одни бездари сидят во власти!

+4
Цитировать
Жалоба модератору
312
22.08.2015, 11:45

Конечно большая доля правды в его словах есть, нам всем уже стало понятно отношение РФ к простым кыргызстанцам, по ценам на бензин. Политика Кремля финансировать верхушку элиты, но не в сам народ огорчает уже не только братьев украинцев. Что касается слов Акылбека Жапарова, то ему тоже следовало бы на год перед, разжевать ситуацию. Кризис в мире резко сократил потребительскую составляющую, он предлагает золотые изделия продавать, тогда как по прогнозам экспертов люди сейчас во всех развивающихся стран экономят на еде и одежде. Поэтому сейчас деньги России надо потратить на инфраструктурные проекты, почему? 1. Сейчас метал,строительные материалы дешевые. 2. Инфраструктура это хороший кластер для привлечения смежных отраслей. 3. Именно дороги, электроэнергия, безопасность дают львинный поток туристов, как жизнь показывает мы тоже с россиян и казахов не рубли с тенге берём, а доллары в этой сфере. 4. Сельское хозяйство должно предполагать разделение культур и под каждую культуру должны быть прикреплены объёмы и основной партнёр (торговая сеть) в России. Это уже будет притворяться в жизнь новый премьер и времени у него будет практически ничего по моим подсчётам 5 месяцев.

+2
Цитировать
Жалоба модератору
Чел
22.08.2015, 12:07

Вот вам и 200 миллионный рынок ЕАЭС??? Мы сами себя продуктами не можем обеспечить, а мясо в Казахстане дешевле чем наше "якобы экологически чистое" мясо. Хватит себя и других обманывать. Не давайте повода таким как Каха...

0
Цитировать
Жалоба модератору
Народ
22.08.2015, 12:08

Приносим искренние соболезнования Баековой Чолпон Турсуновне по поводу кончины ее супруга.

-2
Цитировать
Жалоба модератору
Сыргак
22.08.2015, 12:56

На словах Лев Толстой...

При Бакиеве штаны просиживал, с Куловым попробовал пожениться. Теперь с Чудиновым пытает счастье.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Экономический эксперт Данияр
22.08.2015, 13:06

Жапаров как всегда говорит пост фактум, это легче всего! Парирует элементарными экономическими словами из финансовых сайтов... В его словах нет конкретики что же делать как быть? Принять программу антикризисную дежурную вот его вся гениальность! Из таких горе экономистов мы и находимся в дыре! Часть его речи составлен по комсомольски вот вы виноваты...если бы я был премьером... ))) также строит свою речь банально на критике! Жапаров дай свои пути решения??????? Меньше используя экономическо финансовый словарь....

-4
Цитировать
Жалоба модератору
Экономический эксперт Данияр
22.08.2015, 13:07

Жапаров как всегда говорит пост фактум, это легче всего! Парирует элементарными экономическими словами из финансовых сайтов... В его словах нет конкретики что же делать как быть? Принять программу антикризисную дежурную вот его вся гениальность! Из таких горе экономистов мы и находимся в дыре! Часть его речи составлен по комсомольски вот вы виноваты...если бы я был премьером... ))) также строит свою речь банально на критике! Жапаров дай свои пути решения??????? Меньше используя экономическо финансовый словарь....

-3
Цитировать
Жалоба модератору
Каха
22.08.2015, 13:38

"Спасибо" тс рашке и рашистской пятой колонне, заведшим Кыргызстан в эту дыру...

-3
Цитировать
Жалоба модератору
Карма: +4
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 4
Минусов: 0
Комментариев: 1

Да, проблема состояния экономики у нас в стране  стоит очень остро.

И никто не думает о населении, все заняты выборами, все заняты агитацией очень грустно.

От многих преподавателей КЭУ слышал, что Акылбек Усенбекович очень сильный экономист, МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ-ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ на его комментарии, отвлекитесь фальсификацией отчёта правительства, займитесь своим делом!

+4
Цитировать
Жалоба модератору
22.08.2015, 14:09
Карма: +3
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 3
Минусов: 0
Комментариев: 1

как жить сейчас, если зарплату получаем в сомах, а за еду и жильё расплачиваемся по показателям доллара. жизнь дорогая, зарплата маленькая. как за контракт платить???

когда придут нормальные, понимающие люди, которые действительно захотят помочь стране? когда??

в сетях то и дело, что все всё обсуждают и комментируют, а когда будут реальные действия?

уффф. устала. когда люди, которые разбираются в своём деле наладят порядок в стране, когда?

+3
Цитировать
Жалоба модератору
Карма: +4
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 4
Минусов: 0
Комментариев: 1

Порой даже не хочется читать эти статьи про экономику, всегда такие грустные прогнозы. Наше правительство всегда так поздно реагирует  на скачки в экономике. Нужно привлекать  опытных специалистов на службу, что бы не отставать от других стран, взять хотя  бы к примеру Казахстан. Такой смелый шаг сделали недавно.... А так хорошо что хоть некоторые люди оценивают ситуацию трезво, без розовых очков..

+4
Цитировать
Жалоба модератору
Улар
22.08.2015, 14:15

Вся проблема от того, что во власти сидят безграмотные бездари, думающие только о своем кармане.

На другое у них не хватает мозгов. Для 5 млн Кыргызстана с Китаем под боком развиваться по уму много усилий не надо. Только чуток мозгов умения и работа законов!

+2
Цитировать
Жалоба модератору
Карма: -3
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 1
Минусов: 4
Комментариев: 2

туупо сидеть и туупо комментировааать-реальный удел тупых комментаторов фб. из дома выйдите сначала, платите налоги честно для начала, а потом пиздите про экономику.

-3
Цитировать
Жалоба модератору
Карма: +2
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 4
Минусов: 2
Комментариев: 1

Полностью согласна насчет слепо идти за Россией и Казахстаном. Нам нужно создать свой путь выхода из этого кризиса. Нельзя так  делать, зачем тогда суверенитет нам ?Если мы все равно самостоятельных решений не принимаем.

+2
Цитировать
Жалоба модератору
бокуш
22.08.2015, 14:24

У Жапарова ( погоняло "вор-карлик") всегда слово расходился с делами. По словам депа Скрипкина на чиновничий з/п он смог в центре города построил грандиозную гостиницу. Парадокс

0
Цитировать
Жалоба модератору
Карма: +4
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 4
Минусов: 0
Комментариев: 1

Конечно ситуация в нашей стране ужасающая, но то, что есть люди которые действительно понимают эту ситуацию это хорошо. Очень бы хотелось что б слова Акылбека Жапарова не просто остались здесь в этой статье, но что бы к ним прислушались и реально нынешнее правительство смогло урегулировать данную ситуацию!

+4
Цитировать
Жалоба модератору
Карма: 0
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 3
Минусов: 3
Комментариев: 4

При нём экономика росла хорошо, надо это признать . Человек знает своё дело. Думаю прислушаться стоит.

-1
Цитировать
Жалоба модератору
Карма: 0
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 2
Минусов: 2
Комментариев: 3

А может все же стоит обратить на опыт наших братьев Казахов или на Россию? Они смогли преодолеть вообще крах своих экономик, так чем мы хуже? Правильно говорит Жапаров, что правительство должно принять меры,  иначе мы вообще будем в полной дыре! Так что прежде чем говорить что он ничего не знает и просто так просиживал своё место, лучше бы прислушивались к его словам и мнению!

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Карма: +6
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 8
Минусов: 2
Комментариев: 2

лучше бы написали о том, как на весь кыргызстан одна военная кафедра, лучше бы написали о том, что в общаге у студентов условия ужасные, что жить невозможно, лучше бы написали, как в больницах дети умирают, а не о том, о чём все говорят все 20 лет независмисти и о том, что никогда не приведут в порядок!

+5
Цитировать
Жалоба модератору
312
22.08.2015, 14:34

Айсулуу Бирова

А может все же стоит обратить на опыт наших братьев Казахов или на Россию? Они смогли преодолеть вообще крах своих экономик, так чем мы хуже? Правильно говорит Жапаров, что правительство должно принять меры,  иначе мы вообще будем в полной дыре! Так что прежде чем говорить что он ничего не знает и просто так просиживал своё место, лучше бы прислушивались к его словам и мнению!

Россия и Казахстан еще не преодолели, а только начали лететь в пропасть.

-3
Цитировать
Жалоба модератору
Карма: +2
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 2
Минусов: 0
Комментариев: 1

Нац.банк всегда так тупит, кроме ограничений ничего не дождешься от них. А  доллар растет и растет.  Хеей пора действовать, а не просиживать штаны, уважаемые чиновники !

+2
Цитировать
Жалоба модератору
22.08.2015, 14:42
Карма: +3
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 3
Минусов: 0
Комментариев: 1

Нац Банк вообще хоть что нибудь делает? А может президент и жогорку кенеш уже начнут заниматься тем, что бы наш Кыргызстан не ушёл в небытии, а смог расправить крылья?! Права эта статья, ой права!

+3
Цитировать
Жалоба модератору
чел кр
22.08.2015, 14:45

Можно ли отойти от оскорблений, навешивания ярлыков. По сути обсуждается сам вопрос наступившего кризиса, минимизировать его проявления. Но не как личностные качества автора, которые уводят от цели разговора.. Хорош ли, плох - но как говорится "наш сукин сын" и его точка зрения как спеца  наверное как раз к месту.  А где наши гос экономисты, банкиры, эксперты или они только перед премьером докладывают  "не заспанным", воодушевленным взором. Нужны  различные взгляды, ведь вся республика уже ощущает тяжелые последствия, народ  может и терпелив, но в умелой агитации, мы уже были свидетелями, всех и все снесет. 

0
Цитировать
Жалоба модератору
Карма: 0
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 1
Минусов: 1
Комментариев: 1

Все правильно написано! Акылбек вообще здраво рассуждает, надеюсь если он придёт ко власти, то мы - Кыргызстан поднимемся на ноги!

0
Цитировать
Жалоба модератору
Бека
22.08.2015, 15:03

Это работа Сариева! Нифига не работает.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Gorez
22.08.2015, 15:04

статья ни о чем, но самое удивительное, это говорит человек который 24 года с короткими перерывами и создавал сегодняшнее положение - "системный кризисмен" вы наш!

+2
Цитировать
Жалоба модератору
Динаре от Анары
22.08.2015, 15:13

Динара, акылбек джапаров просидел все штаны во власти на разных креслах. Толку - 0.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
22.08.2015, 16:13
Карма: 0
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 0
Минусов: 0
Комментариев: 2

к сожаленью экс-министр  не совсем обладает информацией по курсам валют. В одном месте говорит что Нацбанк не делает определенные действия по сдерживанию курса сома, в другом месте говорит что нам нужно девальвировать. Вы уж определитесь. По моему мнению курс сома очень таки великолепно держится. Политика НБКР адекватна. Но все таки нам нужна медленная девальвация в размере не более 5 процентов в год в течение 10 лет

0
Цитировать
Жалоба модератору
22.08.2015, 17:41
Карма: +97
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 190
Минусов: 93
Комментариев: 109

"Вхождение в ЕАЭС лишает многих работы в сфере торговли" не в сфере торговли а в сфере спекуляции

+1
Цитировать
Жалоба модератору
гражданочка
22.08.2015, 17:49

Не беспокойтесь, все наши проблемы решит Кремль, айланайымдар.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Каха
22.08.2015, 18:50

А Т

"Вхождение в ЕАЭС лишает многих работы в сфере торговли" не в сфере торговли а в сфере спекуляции

"Сфера спекуляции" -  совковый термин, в рыночных экономиках его нет...

А рашка ведет Кыргызстан в отсталый тоталитарный совок

-1
Цитировать
Жалоба модератору
22.08.2015, 19:07
Карма: +201
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 281
Минусов: 80
Комментариев: 350

"оракул", "пророк". 

+2
Цитировать
Жалоба модератору
22.08.2015, 21:06
Карма: +75
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 154
Минусов: 79
Комментариев: 396

Кризисы  в экономике  ( и не только в ней) не происходят  вдруг, спонтанно.  Это итог  длительных, не находящих выхода   накапливающихся противоречий, которые игнорировались  властью  по причине  их убогого  мышления, да еще к тому же, увлеченных лишь  разработкой  схем по распиливанию бюджета.     В социально-политической жизни страны  в 2005 и 2010гг  кризисы вылились в бунты, которые   не имеют  никакого отношения к  революциям.  Революции - это когда происходят заметные  качественные  изменения в лучшую строну.  У нас же  после них становится только хуже. Коротко:  в науке - изобретение таблицы Менделеева, в обществе -  экономика в Японии, Южной Корее, Сингапуре и в др. развитых странах Запада.  Что касается  мнения Жапарова.  Его концепция развития нашей экономики осталась прежней -  это продолжать купи-продажную политику. Не зря он сожалеет о том, что таможенная политика ушла от нас.  ЕАЭС - это  шанс  развивать  производство, сориентировать, наконец,  наши мозги  на  созидание материальных ценностей.   Для этого придется  поднять на новый уровень образование, науку, правовое сознание каждого. Роль лидера  государства  в этом  чрезвычайно важна. К сожалению мы до сих пор не можем определиться с лидером. По Конституции,  формально -это премьер, на деле по содержанию получается президент.  Вот и получается, что президент   сейчас порой  действует  исходя из  личного представления, опыта, настроения, но не в интересах общества, ЗАКОНА.

0
Цитировать
Жалоба модератору
22.08.2015, 22:27
Карма: +97
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 190
Минусов: 93
Комментариев: 109

Каха

А Т

"Вхождение в ЕАЭС лишает многих работы в сфере торговли" не в сфере торговли а в сфере спекуляции

"Сфера спекуляции" -  совковый термин, в рыночных экономиках его нет...

А рашка ведет Кыргызстан в отсталый тоталитарный совок

гуляй лесом

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Жапон
22.08.2015, 22:37

Uran Chekirbaev

к сожаленью экс-министр  не совсем обладает информацией по курсам валют. В одном месте говорит что Нацбанк не делает определенные действия по сдерживанию курса сома, в другом месте говорит что нам нужно девальвировать. Вы уж определитесь. По моему мнению курс сома очень таки великолепно держится. Политика НБКР адекватна. Но все таки нам нужна медленная девальвация в размере не более 5 процентов в год в течение 10 лет

0
Цитировать
Жалоба модератору
Питер
22.08.2015, 22:49

Да видно же по контингенту в доме правительтства что атамбаев и саииев набрали туда всех колхозбаев и родственников всяких хероев апрельских.

А главное вся эта шелупень кроме увеличения и умножения налогов и сборов с народа ничего не придумали.

Набрали госдолгов и транжирят.

А еще эти сволочи с нвого года хотят внедрить еще одну обдираловку в виде обязательного страхоаания авто.

+2
Цитировать
Жалоба модератору
и че?
23.08.2015, 01:42

все орали -хотим в тс, чего на правтельсво пенять.хавайте

0
Цитировать
Жалоба модератору
Кыра
23.08.2015, 01:43

V.P. Tim

Кризисы  в экономике  ( и не только в ней) не происходят  вдруг, спонтанно.  Это итог  длительных, не находящих выхода   накапливающихся противоречий, которые игнорировались  властью  по причине  их убогого  мышления, да еще к тому же, увлеченных лишь  разработкой  схем по распиливанию бюджета.     В социально-политической жизни страны  в 2005 и 2010гг  кризисы вылились в бунты, которые   не имеют  никакого отношения к  революциям.  Революции - это когда происходят заметные  качественные  изменения в лучшую строну.  У нас же  после них становится только хуже. Коротко:  в науке - изобретение таблицы Менделеева, в обществе -  экономика в Японии, Южной Корее, Сингапуре и в др. развитых странах Запада.  Что касается  мнения Жапарова.  Его концепция развития нашей экономики осталась прежней -  это продолжать купи-продажную политику. Не зря он сожалеет о том, что таможенная политика ушла от нас.  ЕАЭС - это  шанс  развивать  производство, сориентировать, наконец,  наши мозги  на  созидание материальных ценностей.   Для этого придется  поднять на новый уровень образование, науку, правовое сознание каждого. Роль лидера  государства  в этом  чрезвычайно важна. К сожалению мы до сих пор не можем определиться с лидером. По Конституции -это премьер, на деле получается президент. 

Согласен с вами во многом, но:

Прежде чем разрушить старое, надо построить новое. По вашей логике надо всех оставить без заработка, а потом голодные люди начнут строить заводы и фабрики, развивать науку и т.д. ЕАЭС не какой то там благотворительный фонд чтобы всем этим нас обеспечивать.

0
Цитировать
Жалоба модератору
Гегель
23.08.2015, 07:42

Общие фразы и эмоции. Чтобы быть конкретным Жапарову следовало бы обратиться к реальным документа и программам развития страны. В 2013 году в Кыргызстане была принята к исполнению Национальная Стратегия Устойчивого Развития (то есть Кыргызстан озвучил антикризисную программу уже два года тому назад). Ни один политик пока не дал оценку тому насколько задачи этой программы были решены, а цели достигнуты. Складывается впечатление, что в Кыргызстане даже нет экспертов, способных самостоятельно говорить на языке национальных стратегических документов.

0
Цитировать
Жалоба модератору
Борбугул
23.08.2015, 08:11

Какое открытие сделано со стороны непотопляемого А.Жапарова. Пора выдвигать его на Нобелевскую премию. Экономический кризис в настоящее время охватывает чуть ли не все страны мира- Происходит спад экономики, за исключением двух стран мира. А то что происходит с национальными валютами стран - это закономерный процесс. Однако жизнь продолжается- Надо быть оптимистом и смотреть на будущее следует как подобает. Наша республика в составе СССР была дотационной. Выкарабкаться из этой ситуации - это задача очень сложная- Лучше он как экономист предложил бы сократить области и укрупнить районы. Зачем нам государству с пяти миллионным населением такое количество бюджетных подразделений. Надо отменить все льготы депутатам и госслужащим. Сократить до минимума расходную часть бюджета и т.д.

0
Цитировать
Жалоба модератору
222
23.08.2015, 09:29

Акылбек жапаров сам богат--голодать не будет, а для чего сеет панику?7 Поделись богатством если думаешь о народе, а не сей смуту и страх в нас 

+1
Цитировать
Жалоба модератору
Василий
23.08.2015, 09:47

Адилет Курманалиев

При нём экономика росла хорошо, надо это признать . Человек знает своё дело. Думаю прислушаться стоит.

ДА уж! Дамас построил , назвал  в честь своих детей. Откуда у чинуши такие деньги? Он не бизнесмен, так же как и Кельдибеков.  Во власть идут , что бы бабла срубить ,  а о народе никто не думает

+1
Цитировать
Жалоба модератору
снайпер
23.08.2015, 10:16

и это говорит человек который "статье ИА “АКИпресс” сотрудник ГФРЭ предложил “принять экстранеординарные меры для оказания помощи наиболее уязвимым слоям населения: бюджетникам, учителям и врачам”.

Uran Chekirbaev

к сожаленью экс-министр  не совсем обладает информацией по курсам валют. В одном месте говорит что Нацбанк не делает определенные действия по сдерживанию курса сома, в другом месте говорит что нам нужно девальвировать. Вы уж определитесь. По моему мнению курс сома очень таки великолепно держится. Политика НБКР адекватна. Но все таки нам нужна медленная девальвация в размере не более 5 процентов в год в течение 10 лет

0
Цитировать
Жалоба модератору
Каха
23.08.2015, 10:54

А Т

Каха

А Т

"Вхождение в ЕАЭС лишает многих работы в сфере торговли" не в сфере торговли а в сфере спекуляции

"Сфера спекуляции" -  совковый термин, в рыночных экономиках его нет...

А рашка ведет Кыргызстан в отсталый тоталитарный совок

гуляй лесом

Отличительные признаки рашиста - хамство и бескультурье

-1
Цитировать
Жалоба модератору
гость
23.08.2015, 14:39

Да вообще капитализм как общественно-экономическая формация и притом наш кыргызкий (дикий) капитализм ужасная система,античеловечкая,противоестественная.Власть капитала всегда приводит к кровавым войнам,голоду,кризисам,депрессиям,период роста всегда сменяется болезненными кризисами.Капитализм в США и запада переходит в стадию империализма для которого все время требуется все больше и больше ресурсов и соотвественно войн и человеских жертв. Все о чем думает человек живущий в системе капитала это деньги,остальное вторично и не имеет значения,система ценностей смещается в сторону зла. Так что нужно пересмотреть социализм,развить и усовершенствавать с учетом ошибок допущенных в СССР,нужна ресурсо-ориентированная экономика,без ростовщичество,банков и прочей финансовой нечисти.Нужна кибер система гос.планирования,совмещение рыночных и административно-плановых механизмов управления экономикой.

0
Цитировать
Жалоба модератору
не суди
23.08.2015, 14:44

Каха

А Т

Каха

А Т

"Вхождение в ЕАЭС лишает многих работы в сфере торговли" не в сфере торговли а в сфере спекуляции

"Сфера спекуляции" -  совковый термин, в рыночных экономиках его нет...

А рашка ведет Кыргызстан в отсталый тоталитарный совок

гуляй лесом

Отличительные признаки рашиста - хамство и бескультурье

кто ненавидит брата своего тот  не моё дитя сказал Господь не суди несудимым будеши  с твой ненавистью ты в рай точно непопадеш понимаеш для каждого из нас наступит момент когда мы встанем перед Богом и дадим отчет за всю свою жизнь ты об этом подумай все мы люди все человеки все дети одного Бога и еслиб слушались Его то рай был бы наземле не прибавляй зла ненависти её и так хватает Господь любить Бога любить ближнего и рашку и всех это критерий Божьего Суда Он создал мир и нас чтобы мы были сонаследнеки Ему а мы друг другу словно звери да и звери добрее относятся к друг  другу лев не когда не обидит беременную львицу поэтому брат не прибавляй Путин столько сиротам помог а ты комунибуть хоть сом дал блажены милостивые помилованы будут

0
Цитировать
Жалоба модератору
не суди
23.08.2015, 14:44

Каха

А Т

Каха

А Т

"Вхождение в ЕАЭС лишает многих работы в сфере торговли" не в сфере торговли а в сфере спекуляции

"Сфера спекуляции" -  совковый термин, в рыночных экономиках его нет...

А рашка ведет Кыргызстан в отсталый тоталитарный совок

гуляй лесом

Отличительные признаки рашиста - хамство и бескультурье

кто ненавидит брата своего тот  не моё дитя сказал Господь не суди несудимым будеши  с твой ненавистью ты в рай точно непопадеш понимаеш для каждого из нас наступит момент когда мы встанем перед Богом и дадим отчет за всю свою жизнь ты об этом подумай все мы люди все человеки все дети одного Бога и еслиб слушались Его то рай был бы наземле не прибавляй зла ненависти её и так хватает Господь любить Бога любить ближнего и рашку и всех это критерий Божьего Суда Он создал мир и нас чтобы мы были сонаследнеки Ему а мы друг другу словно звери да и звери добрее относятся к друг  другу лев не когда не обидит беременную львицу поэтому брат не прибавляй Путин столько сиротам помог а ты комунибуть хоть сом дал блажены милостивые помилованы будут

+1
Цитировать
Жалоба модератору
ГБ
23.08.2015, 21:50

Каха, ты же бывший Кана истеричка, действительно, шел бы лесом уже, куда подальше," А мы идем на север, а мы идем на север"узнаешь себя?Смешной такой или мерзкие людишки тоже вызывают смех. Дорогу осилит идущий, господа, нам уже давно пора поднять свою 5ую точку и шевелить ногами, мозгами.Кому сейчас легко, будут трудности и будут победы.Жапаров работал со всеми президентами, где он был со своими идеями тогда, я помню он хотел загнать Кыргызстан в сомнительный КИРПИК,я прошу прощения, если организация называлась по другому, я помню в том сообществе были в основном третьи страны, он может быть

сейчас и говорит правильные вещи, но говорить мы все говорим, а у него была возможность и сделать что-то на своем посту

+2
Цитировать
Жалоба модератору
24.08.2015, 11:37
Карма: 0
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 0
Минусов: 0
Комментариев: 2

Очень содержательно, не зря Акылбек байке был министром!

Лично знаю Акылбека байке, отличный семьянин, конкретный человек, а самое главное-опытный политик!

Неужели хоть кто-то занимается анализом в этой стране, а не тупо обещают золотые горы!

Мы  с Вами !

0
Цитировать
Жалоба модератору
Карма: 0
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 0
Минусов: 0
Комментариев: 1

инфляция-безотказный способ перекладывания государством на население своей неэффективности- сказал когда то Ходорковский. Неужели до наших "власть имущих" нет никакого дела до простого народа. Все в интригах и сплетнях. Дельная, содержательная статья. Все таки умный чувак этот Жапаров.

0
Цитировать
Жалоба модератору
Карма: +3
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 3
Минусов: 0
Комментариев: 2

Очень много полезного, очень много конкретного, очень много полезных советов, а главное нужных в данный период. Я думаю, что если всё это учесть--можно избежать кризиса.

Но есть ещё много нерешнных проблем, нужно начинать постепенно.сначала наччать с экономики и образования.

0
Цитировать
Жалоба модератору
Карма: 0
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 0
Минусов: 0
Комментариев: 2

Очень содержательное интервью. Жапаров видит упущения и пробелы в работе правительства. Здравая оценка экономической ситуации в стране. Главное выборы спокойно провести, а потом будет новое правтельство придет, тогда думаю наши предпримут меры по урегулированию ситуации. 

0
Цитировать
Жалоба модератору
Карма: +8
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 9
Минусов: 1
Комментариев: 4

Отличная статья! Жапаров говорит дело! конкретно описал текущую ситуацию. Наши нереально тормознули в этот раз. Ведь знали и прекрасно видели ситуацию на рынке черного золота, какие санкции были против РФ и какая ситуация в Казахстане с ценами на нефть. Но все равно предпочли войти в ЕАЭС. Ну теперь нелегко придется народу. Сейчас крайне необходимо спокойно и честно провести выборы, народ не волновался. 

0
Цитировать
Жалоба модератору
Карма: 0
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 0
Минусов: 0
Комментариев: 2

Всё правильно говорит! Самая перспективный сектор экономики - сельское хозяйство. Это единственное на данный мот большое дело которое приносит не малые деньги Кыргызстану! Тем более сейчас, когда мы вошли в таможенный союз  все силы я так думаю должны мы положить именно на сель.хоз продукцию и будет нашей стране счастье))))

0
Цитировать
Жалоба модератору
Карма: 0
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 0
Минусов: 0
Комментариев: 2

Хорошие вопросы затронуты в этой статье, я конечно не знаю можно ли доверять Жапарову, но рассуждения его адекватны! Сейчас вообще сложно что либо сказать по поводу экономической ситуации у нас в стране, но то, что сель хоз нужно развивать и то, что если не будут предприняты какие либо действия по стимулированию экономики у нас в стране, я соглашусь. Статья достаточно интересная, есть над чем порассуждать

0
Цитировать
Жалоба модератору
найк
24.08.2015, 22:10

Мне  мырза  Акылбек Жапаров не знаком ,, но  когда он был министром финансов, запомнился только одним его громогласным заявлением о том, что он - Акылбек Жапаров- проживет на 100 долларов США  в месяц.

Давать советы постфактум  особого труда не требуется. налицо - обычный собственный пиар  человека,  отошедшего от государственных дел  и ставшего почти  неупоминаемым  в СМИ. И  его красочное фото и его мысли , как видите ,  на  популярном сайте "ВБ". Хоть так, чем никак.

0
Цитировать
Жалоба модератору
Ибрагим
25.08.2015, 00:47

Его можно не любить, его можно хаять, но он прав. Факт то, что при нем не было таких проблем как сейчас. А те трудности, что возникали, он их решал. Кстати о многих мы и не знали. Сегодня все в курсе, что у нас системный кризис в экономке, а раньше  мы не особо думали об этом. 

0
Цитировать
Жалоба модератору
Комментарии от анонимных пользователей появляются на сайте только после проверки модератором. Если вы хотите, чтобы ваш комментарий был опубликован сразу, то авторизуйтесь
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе "встретиться, чтобы поговорить"
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать комментарии в транслите
  • выделять комментарии заглавным шрифтом
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова "ВБ", "Вечерний Бишкек", "Вечерка" и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-редакции
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД