Орозбек Молдалиев: Нужно усиливать позиции ханафитского мазхаба

Споров о деятельности религиозных общественных организаций, роли религии в обществе в последнее время более чем достаточно. Немало разговоров и о различных течениях в исламе и христианстве, которых, по словам экспертов, становится все больше. Для решения вопросов в религиозной сфере необходимы скоординированные усилия ДУМК и светской власти.

Если верить словам главы Государственной комиссии по делам религий Орозбека Молдалиева, в данное время муфтият и госорган стали активно сотрудничать. О том, какие преобразования ожидаются, о течениях в исламе и христианстве, а также о новых правилах строительства мечетей, Молдалиев рассказал в интервью "ВБ".

- В республике появилось несколько новых христианских течений. С чем это связано?

- Течения западного христианства хотят перебраться в Кыргызстан из соседних республик и здесь расширить свою деятельность. Ведь наше государство более толерантно. Мы живем в условиях демократии, парламентской формы правления.

- Не противоречит ли это традиционной конфессии – православному христианству?

- Возникают трения между течениями, которые уже обосновались в стране, хотя внешне все спокойно. В последнее время активизировались противники лиц, которые переходят в течения западного христианства. Они считают, что это предательство. Это, в частности, заметно, когда на кладбищах запрещают хоронить тех, кто перешел в другие течения. Были недовольства по этому поводу в Джалал-Абадской области, когда ее жители выступали категорически против открытия в регионе западно-христианской организации. Аналогичная ситуация была и в Токтогульском районе.

- Какие меры принимаются?

- Местные власти должны проводить разъяснительную работу. По закону, если такие организации противоречат местным обычаям и традициям, угрожают местному спокойствию, власти на местах имеют право предлагать не регистрировать ту или иную религиозную организацию или закрыть ее. Но такого рода обращений пока еще не было.

- В исламе ситуация тоже осложняется?

- Увы, да. Испокон веков у нас в стране был ханафитский мазхаб суннизма, который очень толерантен. Благодаря этому, данное течение выжило и во время Российской империи, и в условиях атеизма при СССР. Но в наши дни позиции ханафитского течения стали ослабевать.

Раньше мусульманских деятелей готовило единственное в регионе учебное заведение – медресе в Бухаре. Высшее религиозное образование можно было получить в Исламском институте в Ташкенте. То есть религиозных деятелей было ограниченное количество.

После обретения независимости открылись границы, и к нам в страну хлынули представители различных исламских течений. Вначале люди этому радовались, но после событий в начале 90-х годов прошлого века в Намангане, когда экстремистски настроенные представители ислама во главе с Жуманаманом гани потребовали создать в Узбекистане исламское государство, эйфория прошла. Потом они бежали в Таджикистан. И после вторжения в 1999 году в Баткен Жуманамана гани, он стал известен как террорист. Лишь после этого страны нашего региона забеспокоились.

- Какие меры принимаются, чтобы исправить ситуацию?

- На последнем заедании Совета обороны принято решение оказать поддержку Духовному управлению мусульман КР в укреплении позиций ханафитского мазхаба. ДУМК восстановил устав данного течения. Кроме того, начались реформы в самом духовном управлении.

- В последние годы все чаще в виде помощи стали строить мечети представители различных стран. Нет ли в этом религиозной угрозы?

- Муфтият и казияты мы попросили определить реальную потребность в мечетях в той или иной местности. На мой взгляд, в каждом населенном пункте должна быть одна центральная мечеть. Мы должны принять меры, чтобы люди не ходили в мечети по национальному признаку. Ведь все мусульмане - братья.

В отношении строительства мечетей также существуют вопросы. Недавно беседовал с одним молодым человеком, занимающимся благотворительностью в КР. Он даже успел получить кыргызское гражданство и строит мечети там, где попросят. Я ему сказал, что он строит мечети беспорядочно. Ислам не приветствует транжирства.

Существует и другая проблема. Некоторые мечети строятся без согласования с управлениями строительства и архитектуры. Неизвестно, соблюдены ли все нормативы. Документы начинают оформлять после завершения строительства.

- Будете принимать меры?

- Теперь, прежде чем строить мечеть, будут требовать все документы. Как положено, с учетом местных особенностей. И мечети должны быть не просто красивыми, но и удобными, чтобы было горячее и холодное водоснабжение, система отопления, в частности теплые полы.

Ставится и вопрос о том, чтобы желающие заниматься благотворительностью: строили не только мечети, но и социальные объекты, поскольку и это является благим делом для мусульманина.

- Сейчас говорят о необходимости контроля со стороны ДУМК и Госкомиссии по делам религий деятельности общественных религиозных организаций. Будут ли нормы, регулирующие источники финансирования?

- Для этого совместно с Советом обороны разрабатываем законопроект. Планируем работать через наши посольства или через ДУМК и Госкомиссию. Тогда мы просто будем знать, кто приехал, чем занимается, что планирует делать, на какие деньги. С такой идеей соглашаются и сами спонсоры.

- Споры о том, что религиозные общественные организации должны платить налоги, не утихают. Что вы думаете по этому поводу?

- В прошлом году по этому вопросу были большие споры в парламенте. Тогда говорили, что общественные религиозные организации не должны платить налоги. Но это делалось не для того, чтобы им как-то помочь. Просто определенные политики таким образом выгораживали прежних муфтиев, которые не платили миллионные налоги от проведения хаджа. Ведь тот же ДУМК зарегистрирован в Минюсте как общественный фонд.

И на этот раз те, кто привык к старой системе, хотят регистрировать паломников в Мекку по старой схеме, чтобы списки составлялись вручную.

Но теперь ДУМК открыл счет. Причем в "РСК банке". Это государственный банк и его филиалы есть по всей стране.

Открытие счета в госбанке дает возможность ГНС, Национальному банку контролировать, куда уходят средства. Хотим и дальше совершенствовать данную систему.

- Каким образом?

- Для этого работает межведомственная комиссия, куда включили журналистов, представителей НПО, сотрудников налоговых органов, чтобы они заранее могли бы подсказывать, как и что делать, чтобы все было без нарушений. Ведь одни действительно не понимают, как платить налоги. Были ситуации, когда отдельные сотрудники ДУМК открывали счета, создавали общественные фонды, куда из непонятных источников поступали деньги. Но ревизионная комиссия ДУМК не могла их проверить. Их просто не подпускают, заявляя, что эта организация частная.

Та же ревизионная комиссия теперь не подчиняется муфтию. Он теперь избирается всеобщим курултаем и подчиняется только его главе. Постепенно создается система трех ветвей власти. Сейчас муфтият нуждается в нашей помощи. Старые кадры саботируют новшества, но тем не менее, работа продолжается.

- Рассматривался ли вопрос о том, чтобы повысить статус ДУМК?

- ДУМК - это НПО, которое сотрудничает с правительственными структурами Саудовской Аравии. Последние подсказывают, что сотрудничество и с нашей стороны должно быть на уровне правительственной структуры, чтобы в случае нарушений, недоразумений можно было бы решать вопросы. Ведь НПО работает на основании своего устава, а правительственное ведомство имеет более широкую юрисдикцию.


Сообщи свою новость:     Telegram    Whatsapp



НАВЕРХ  
НАЗАД